Выявление возможных причин фобии специалистом — важный шаг в устранении расстройства психики. Гиппопотамофобию невозможно вылечить, принимая таблетки. Она требует профессиональной психологической помощи, а иногда и психотерапии.
Как называется боязнь длинных слов, или что такое гиппопотомонстросесквипедалиофобия?
Нет человека, который в течение своей жизни не испытывал бы страха или ужаса. Многие страхи вполне обоснованы и связаны с защитными реакциями организма на возможную опасность. Однако есть и необоснованные страхи, которые возникают бессознательно и не поддаются контролю. Среди фобий есть много экзотических проявлений. Одно из них — боязнь больших слов. Рассмотрим его особенности, симптомы и методы лечения.
Как называется боязнь длинных слов?
Это расстройство называется гиппопотомоносцефалофобией. Оно проявляется в бессознательном страхе писать, переписывать и читать слова с большим количеством букв. Страдающий не только боится сделать ошибку, но и испытывает дискомфорт от визуального или слухового восприятия информации в таком виде.
Название фобия больших слов само по себе непонятно, учитывая природу этого состояния. Даже абсолютно здоровый человек не получит особого удовольствия от чтения и слушания сложного предложения из 34 знаков. Аббревиатура диагноза — сесквипедалофобия.
В чём суть сескиппедалофобии?
Состояние провоцируется объектом или событием, которое миндалина в гиппокампе классифицирует как опасное или даже смертельное. Кроме того, организм человека реагирует так, как будто то же самое явление неизбежно повторится. Тяжелобольной человек оказывается, как говорится, «в ловушке» чувства страха и паники при мысли или виде слов, которые для него «опасны».
Сесквипедофобия классифицируется в списке фобий как легкое психическое расстройство, представляющее собой иррациональный страх перед большими словами.
При этом расстройстве некоторые люди не только боятся читать, но и испытывают страх, когда думают или слышат похожие сочетания букв.
Это приводит к тому, что они склонны использовать в общении короткие выражения и быть краткими в своих мыслях. Таким образом, поиск коротких слов и выражений ложится дополнительным бременем на больных и часто усиливает страх перед ошибками и последствиями болезни.
Тяжесть заболевания и качество его проявлений варьируются и часто приобретают индивидуальные черты. Некоторые люди боятся длинных слов и словосочетаний, смысл которых им не всегда понятен. Другие испытывают волнение и тревогу при попытке использовать обычные слова, не отличающиеся особой длиной.
Различные последствия заболевания зависят не только от индивидуальных особенностей пациента, но и от сферы его профессиональной деятельности.
Если человек работает преподавателем в профессиональном училище и его курс обучения содержит большое количество терминов, это приводит к серьезным трудностям в его работе и даже к желанию сменить профессию. То же самое происходит и в медицинской сфере, где существует множество сложных и объемных терминов.
Причины заболевания
К основным причинам заболевания относятся травмирующие ситуации различного рода, которые, случившись, могут отпечататься в памяти. Эти ситуации постепенно перерастают в фобии, которые сильно ограничивают качество жизни практически во всех сферах жизни страдающего.
Часто страдальцы боятся реакции окружающих из-за того, что они неправильно произносят некоторые длинные слова. Этот страх обычно передается подросткам, которые особенно уязвимы перед сверстниками и окружающими.
Возникающие при этом чувства стыда и страха наносят вред и деформируют психику ребенка, что негативно сказывается на его успеваемости в школе.
Ребенок замыкается в себе, размышляет о своих слабостях, часто воспринимает вопросы учителя с раздражением и отказывается отвечать на вопросы у доски. Часто возникают конфликты, в которых ребенок не может объяснить истинные причины своего поведения.
Причины могут быть следующими: его поведение может быть таким же, как и его поведение:
- неуверенность в себе;
- неудачный опыт прошлого;
- высокая степень зависимости от мнения окружающих;
- травмирующие ситуации, пережитые в прошлом (особенно в детстве);
- постоянные насмешки над ребёнком;
- боязнь утраты социального статуса;
- биологические аспекты (в отдельных случаях заболевание может быть обусловлено наследственностью и иными причинами, например, при заикании);
- боязнь стать смешным в глазах окружения.
Страдающий ребенок очень тревожен, становится чрезмерно угрюмым и неуверенным в своих силах.
С этими постоянными внутренними комплексами пациент сильно зависит от суждений — даже от суждений своего окружения, которые являются ошибочными. Чем больше прогрессирует болезнь, тем больше пациент думает о собственной некомпетентности и непрофессионализме. Комплекс неполноценности начинает доминировать.
Почему боязнь длинных слов имеет такое название
Трудно вспомнить, как называются длительно существующие фобии. Только профессионалам разрешено давать названия фобиям. Этот термин широко используется в медицинской практике и считается официально признанным. Слово «гиппопотомонофобия» имеет сходное звучание с греческим словом и состоит из нескольких наиболее распространенных древнегреческих корней, но фактически не имеет никакого значения. Обычно психологи сокращают это расстройство до «педофобии». Этот термин был придуман для того, чтобы пациенты наконец-то вспомнили название своей проблемы.
Сложное название фобии — это попытка создать у пациентов впечатление, что их состояние несерьезно и легко поддается лечению.
Причины фобии длинных слов
Боязнь больших слов может иметь самые разные причины. Вот наиболее распространенные из них:
- Родители в детстве внушали ребенку, что он на всю жизнь останется безграмотным из-за плохой учебы по родному языку;
- Пациент в подростковом возрасте испытал стресс во время диктанта или контрольной работы по русскому языку, вызванный острой нехваткой времени или невозможностью справиться с работой;
- Однажды во время публичного выступления человек запнулся на длинном слове, и ему пришлось внепланово прервать свой рассказ.
Педофобия также является чертой, характерной для людей с высоким уровнем тревожности и невротическим складом характера. Флегматики и меланхолики чаще страдают от этого расстройства, чем холерики и сангвиники.
Интересно. Многие пациенты признаются, что их тревожность берет начало из детства. Например, ребенка вызывают к доске и просят прочитать или написать длинное слово с большим количеством слогов. Ученик не справляется, учитель или одноклассники смеются над ним, и в итоге травма перерастает в фобию. Педофобия также может быть врожденным психическим расстройством.
Причины и симптомы боязни длинных слов
Основной причиной развития фобии является неуверенность в себе и дефекты речи (особенно заикание). То есть человек боится не самих слов, а того, что его неправильно поймут и, как следствие, высмеют коллеги, а затем и уволят. Стоит отметить, что фобия боязни больших слов вполне обоснована:
- такие слова трудно воспринимать как докладчику, так и аудитории;
- не всегда понятен смысл такого слова;
- неправильное прочтение может исказить смысл.
Поэтому правильным решением в данном случае являются слова-синонимы, которые «выключают» фобию и позволяют донести смысл прочитанного текста до широкой публики.
Симптоматика расстройства схожа с другими фобиями:
- тремор конечностей, онемение;
- покраснение кожи, выступание пота, испарины;
- тахикардия;
- паника, потеря уверенности и твердости.
В некоторых случаях, когда пациент осознает, что ему придется читать сложные слова во время лекции, возникают трудности с речью, трудности с концентрацией внимания и головокружение.
Симптомы
Люди, испытывающие страх перед длинными словами, избегают публичных выступлений или чтения детям. Они предпочитают находиться в компании людей с небольшим словарным запасом, чтобы болезнь не так бросалась в глаза окружающим. Они часто чувствуют себя неуютно в ресторанах с экзотическими названиями в меню и с трудом изучают иностранные языки.
Часто пациенты скрывают свою тревогу под маской агрессии и резко отрицательно реагируют на любые попытки заставить их учиться. В других случаях они уходят в себя, не общаются и оправдывают свое нежелание учиться тем, что они не приспособлены к науке.
Дети и подростки пропускают трудные предметы. Затем они теряют всякий интерес к учебе и сильно отстают от своих сверстников. В результате их речь становится плохой, и они склонны говорить в основном односложными конструкциями и предложениями.
Клинические симптомы этой фобии такие же, как и любой другой панической атаки:
- Приступы паники,
- Учащение сердцебиения,
- Головокружение,
- Тошнота и сухость во рту,
- Нехватка воздуха,
- Тремор конечностей.
Она приводит к неспособности что-либо сказать, неподвижности или агрессии.