Развитие произвольного внимания в дошкольном возрасте. Произвольное внимание это.

Помните, что волевое внимание характеризует волевые качества человека, определяет его активность и круг интересов. Его функция заключается в регулировании течения психических процессов.

Развитие произвольного внимания в дошкольном возрасте

Непроизвольное внимание — это процесс сосредоточения на определенном объекте силой воли. Уже из определения понятно, что для ребенка дошкольного возраста это очень трудная задача, требующая значительных усилий. В этом возрасте непроизвольное внимание активизирует ту область воли, которая еще только развивается. Однако все школьное обучение основано на волевом характере познавательных процессов. Поэтому с дошкольного возраста необходимо развивать волевое внимание.

Внимание ребенка обычно направлено на самые яркие, шумные или другие особые объекты в окружающей среде. Они вызывают у ребенка интерес и притягивают его, как магнит. В таких случаях не требуется никаких волевых усилий. Именно поэтому у детей преобладает этот вид внимания, который является непроизвольным и называется непроизвольным вниманием.

Другие познавательные процессы дошкольников имеют такую же характеристику. Дети непроизвольно воспринимают, запоминают, подмечают наиболее важные признаки и отношения предметов и таким образом накапливают много знаний, имеющих отношение к их жизни. Мяч интересует их своим подпрыгиванием, колокольчик — своим звоном, апельсин — своим ярким цветом.

Но непроизвольного внимания недостаточно, чтобы полностью изучить окружающий мир, освоить новые навыки и сформировать социальные отношения.

Например, деятельность игры свободна и непроизвольна — дошкольник играет, когда ему хочется, и до тех пор, пока ему интересно. Но такому важному занятию, как чистка зубов, ребенок может научиться только в том случае, если взрослый не только показывает ребенку каждое движение, но и помогает ему обратить внимание на последовательность и правильность действий в этом гигиеническом процессе.

Другими словами, добровольное внимание призвано помочь ребенку выполнить определенное — возможно, не всегда интересное — задание. Или научиться чему-то новому, освоить правила общения, проверить результаты своей продуктивной деятельности и т.д. Таким образом, при тренировке волевого внимания развитие познавательных процессов выходит на новый этап.

Произвольное внимание

Чем старше становится ребенок дошкольного возраста, тем больше от него требуется внимания. Учиться считать, учиться писать, запоминать стишок, рассказывать сказку, учиться читать — все эти и многие другие виды деятельности основаны на волевых усилиях. Когнитивная сфера ребенка к концу дошкольного возраста качественно меняется благодаря развитию волевой активности. Развивается воображение, формируется языковое мышление, восприятие становится целенаправленным.

Устойчивое поддержание активного внимания является необходимым условием формирования готовности к обучению в школе. Поэтому важно систематически работать над развитием произвольного внимания, чтобы ребенок постепенно привыкал управлять этой психической функцией.

Признаки произвольного внимания

Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием произвольных действий. Пример: ребенок дошкольного возраста увлеченно занимается рисованием и хочет продолжать это занятие как можно дольше. Но мама строго говорит ему, что он должен убрать игрушку и что ему пора спать. Как бы ни был труден переход от просмотра мультфильма к убиранию игрушки (часто со слезами и фантазиями), ребенок должен перенаправить свое внимание. Здесь необходима сила воли.

Речь как главное средство развития произвольного внимания

Слово — это средство направления внимания. Ребенок дошкольного возраста слышит просьбу или указание взрослого и выполняет соответствующее действие. В этом случае в полной мере используется именно волевая функция внимания. Сначала ребенок должен выслушать, что ему говорят, а затем направить свое внимание на действия и предметы («принеси синюю чашку», «положи сначала большие кубики, а потом маленькие» и т.д.).

Язык является наиболее эффективным средством направления внимания дошкольника. В дошкольном возрасте слова, произносимые взрослым, по сути, служат инструкциями для ребенка о том, куда смотреть, что слушать, как поворачиваться и т.д. Вначале они принимают самые простые формы: «посмотри, какой я», «возьми зеленые кружочки», «потрогай, какие колючие иголки на елке».

Но с каждым годом ребенок дошкольного возраста способен уделять все больше и больше внимания. Поэтому он может усваивать инструкции и указания в несколько этапов. Например, воспитатель учит ребенка рисовать акварелью: «Каждый раз макай кисточку в воду, а потом в краску — так легче распределить краску по листу. И обязательно вымойте кисть, прежде чем использовать другой цвет». Это алгоритм, который нужно использовать снова и снова при рисовании. И у ребенка это хорошо получается.

Развитие произвольного внимания в дошкольном возрасте

Чем больше дошкольник учится говорить, тем больше возрастает его способность сознательно выбирать объекты, которым он затем уделяет внимание. Многие дети любят рассказывать, как они сначала делают одно, потом смотрят на другое и так далее. Это означает, что они управляют своим вниманием с помощью языка.

Читайте ещё:  Как развить фотографическую память. Как развить фотографическую память.

Взрослые должны поощрять ребенка говорить о том, что он делает, что хочет нарисовать или построить. Этот простой метод позволяет дошкольнику не отвлекаться и закончить свой маленький проект.

Языковые способности детей старшего дошкольного возраста позволяют им уделять особое внимание отдельным предметам и явлениям, а также сфере социальных отношений. Они задают вопросы взрослым, возможно, из случайного интереса к чему-то. Однако ответ, который они получают, может вызвать дальнейший интерес, и дошкольники направляют свое внимание на то, чтобы узнать еще больше.

Что это такое?

Вообще, внимание — это процесс, называемый избирательной ориентацией на объект. Как правило, этот интерес достаточно высок. По этой причине в нашей памяти сохраняются различные детали события. Существует два вида внимания: добровольное и непроизвольное. Непроизвольное внимание имеет биологическое происхождение, а добровольное — результат деятельности человека.

В психологии непроизвольное внимание является особенным, поскольку при его проявлении человек использует силу воли, чтобы направить свое внимание на событие или информацию. У детей познавательный процесс изначально основан на ярких образах или жизненном опыте. Так работает непроизвольное внимание. Добровольное внимание, однако, должно быть развито у ребенка, поскольку оно не дается ему от рождения. Чем раньше развивается этот вид мозговой деятельности, тем быстрее развивается интеллект ребенка.

Важно знать, что волевое внимание включается в работу только тогда, когда перед нами стоит определенная задача. Например, для выделения определенного материала. Управлять добровольным вниманием учатся в детстве. И когда этот процесс входит в привычку, человек может легко сосредоточиться на поставленной задаче. Именно поэтому настойчивые ученики часто бывают очень успешными. Сначала они заставляют себя постоянно концентрироваться на той или иной информации, а затем этот процесс становится нормой. Это еще раз доказывает, что волевое внимание зависит от того, ставите ли вы перед собой ту или иную цель.

Помните, что волевое внимание — это свойство волевых качеств человека, определяющее его активность и сферу интересов. Его функция — регулировать течение психических процессов.

Поэтому благодаря работе волевого внимания человек может легко находить и воспроизводить в памяти необходимую информацию. В этом процессе участвует кора больших полушарий головного мозга человека. Она отвечает как за регуляцию деятельности, так и за программирование этой деятельности.

Особенностью волевого внимания является наличие специфического стимула, исходящего от второй сигнальной системы. Таким образом, человек может отдавать себе «приказы». По этой причине волевое внимание считается высшей когнитивной функцией, присущей только человеку. Это внимание представляет собой сознательное использование волевых усилий, которые не могут быть отменены только потому, что человек отвлекся в определенный момент.

Рассмотрим вкратце особенности волевого внимания:

  • произвольность;
  • осознанность и опосредованность;
  • оно не возникает при рождении, а формируется;
  • данная функция возникла в ходе эволюции, которая коснулась развития человеческого общества;
  • она также зависима от непосредственной включенности в процесс обучения и запоминания той или иной информации;
  • данный вид мозговой деятельности проходит определенные фазы развития в онтогенезе.

В каком возрасте начинает складываться?

Добровольное внимание начинает проявляться, когда мы указываем на маленького ребенка и даем ему потрогать игрушку. Этот процесс можно описать в его простейшей форме. К 3 годам этот процесс совершенствуется, а к 4-5 годам ребенок способен выполнять некоторые сложные инструкции взрослого. К 6 годам у дошкольников развивается сосредоточенное внимание. Они часто полагаются на «инструкции» для себя.

В когнитивной сфере непроизвольное внимание также играет важную роль. Как мы уже знаем, внимание маленьких детей сосредоточено на ярком свете и звуках. В этом случае не требуется особых волевых усилий. Однако этих действий недостаточно для того, чтобы ребенок правильно развивался интеллектуально и познавал окружающий мир. Например, ребенок может легко играть с игрушками, бегать и прыгать. Такие занятия хороши для развития моторных навыков ребенка. Однако они не могут помочь ему интегрироваться в социальное сообщество и стать его полноправным членом. С другой стороны, такие действия, как мытье рук, ребенок может освоить только при помощи взрослых. Таким образом, они могут постепенно интегрироваться в социальную жизнь.

Именно добровольное внимание помогает детям дошкольного возраста развивать определенные навыки и привычки, которые им не всегда интересны. Эта мозговая активность не развивается в одночасье. Для детей младшего и школьного возраста этот процесс может занять довольно длительное время. По мере взросления ребенка факторы, влияющие на развитие произвольного внимания, становятся более очевидными.

Например, школьнику приходится учить цифры и алфавит, он должен научиться считать и писать, а это значит, что ему приходится серьезно заниматься когнитивной сферой. Это означает, что он должен серьезно заниматься когнитивной областью таким образом, чтобы добровольное внимание нормализовалось.

Мы можем сказать, что у ребенка развито волевое внимание, когда:

  • он легко воспринимает словесную инструкцию;
  • он использует алгоритм, который показали ему взрослые, и этот процесс будет зафиксирован на довольно долгое время;
  • может взять под контроль свои действия или по крайней мере попытается это сделать.
Читайте ещё:  Основные вопросы на собеседовании и ответы. Вопросы на собеседовании.

Помните: язык играет важную роль в развитии внимания. Поэтому важно, чтобы ваш ребенок как можно раньше овладел хорошим языком.

Подведем итоги: Способность ребенка концентрировать внимание на чем-то развивается постепенно. Поэтому со временем дети все меньше и меньше отвлекаются на мелочи.

На основании этих данных и различных исследований можно утверждать, что в возрасте 3 лет ребенок может отвлечься от целенаправленной деятельности около 4 раз (если деятельность длится 10 минут). Однако к 6 годам этот же ребенок будет отвлекаться только один раз во время 10-минутного занятия.

Совет: работая с дошкольниками над развитием произвольного внимания, учитывайте вышеизложенную информацию и выбирайте короткие и чередующиеся виды деятельности.

Отметим также, что у детей развивается волевое и непроизвольное внимание до 6 лет. В этом возрасте дети способны добровольно концентрировать свое внимание на значимой информации и даже удерживать его в течение 40-45 минут.

Основные виды внимания

  • сенсорное;
  • двигательное (моторное);
  • эмоциональное;
  • интеллектуальное.

Никто не бывает полностью невнимательным или полностью внимательным, и уж точно не дети. Когда мы говорим, что ребенок ужасно невнимателен, мы обычно имеем в виду, что он не может сосредоточиться на выполняемом действии, что он не может запомнить, что ему говорят, или что он делает много ошибок при письме или счете.

В то же время ребенок может быть (непреднамеренно!) очень внимательным к чувствам и эмоциям других людей, к пространству, к цветам и запахам, к собственным ощущениям. Мы не замечаем этого внимания, потому что нас интересуют только определенные виды внимания, необходимые для обучения. В основном это умственное и моторное внимание, которое «отвечает» за точность движений при написании букв и цифр (сенсорное внимание также участвует в этом процессе, оно отвечает за запоминание внешнего вида слов и цифр).

Однако важно знать, что люди (и, конечно, дети!), обладающие от природы хорошей умственной памятью, обычно не обладают эмоциональной памятью и эмпатией. Им трудно распознавать эмоции других людей и выражать свои чувства.

Эмпатия — это сознательное сопереживание эмоциональному состоянию других людей, способность распознавать их чувства и выражать сострадание.

Они хорошо запоминают (с непроизвольным вниманием) абстрактную технологическую информацию, но не всегда имена своих ближайших родственников. Им необходимо активизировать волевое внимание — попытаться сосредоточиться, попытаться запомнить, попытаться удержать в памяти!

Это подводит нас к самому важному моменту…..

Причины проблем с произвольным вниманием

Все люди от природы наделены непроизвольным вниманием к тому, что для них важно, и они должны активировать добровольное внимание волевым усилием, когда этого требует ситуация.

Воля не может быть активирована внешними действиями. Воля может быть активирована только изнутри, самим человеком. Пока нет воли (собственного желания) что-то запомнить, правильно написать, аккуратно посчитать, мы не говорим о волевом внимании.

Ребенок старается делать это из страха быть наказанным, быть плохим или потерять любовь взрослого. Но все это плохие мотивы деятельности. Есть только один хороший мотив — интерес. Причем интерес может быть как прямым (к объекту внимания), так и косвенным, например, связанным с перебором возможностей («а смогу ли я?»).

Особенности произвольного внимания

Характерной особенностью волевого внимания является активность человека в достижении целей без учета сиюминутных предпочтений. Эта способность развивается постепенно и характеризуется периодом дискомфорта, связанным с внутренним напряжением воли, но по мере приобретения способности напряжение исчезает, а дискомфорт от необходимости делать все для поддержания концентрации внимания значительно уменьшается.

Это качество способно не только проявляться, но и влиять на другие процессы. Активно используя свое внимание и определяя его направление, человек также регулирует свою память, выбирая необходимые моменты, регулируя ритм различных процессов, приспосабливая их к ситуации и полностью направляя деятельность на конечный результат.

Читайте ещё:  Список и выбор профессий, связанных с математикой. Профессии связанные с математикой.

С физиологической точки зрения этот процесс обусловлен активацией лобных долей коры головного мозга, которые отвечают как за коррекцию, так и за планирование дальнейшей деятельности человека. Особенностью активации этих областей является то, что стимул (сигнал, который может изменить деятельность) поступает из второй сигнальной системы. Это означает, что мышление становится приоритетным сигналом по сравнению с окружающей средой, а значит, стимулы, исходящие от внутреннего «Я», имеют преимущество в направлении активности и внимания. Это исключает полный контроль мозга над поведением человека, поскольку инстинкт самосохранения по-прежнему занимает важнейшее место среди всех внутренних процессов, управляющих действиями.

Характеристики этой высшей психической функции обусловлены опосредованием и осознанием, что предполагает определенное развитие психики до момента установления волевого внимания. Оно основано на минимальных волевых усилиях, восприимчивости и самопознании с последующей привязкой к имеющимся факторам и желаемым результатам. Добровольность возникла в ходе эволюции как способность изменять реальность посредством своей деятельности, поэтому, как и все приобретенные функции в феноменологической истории любого индивида, она обязательно проходит ускоренные фазы эволюционного становления. Способность сознательно направлять внимание обычно формируется от рождения до шести лет и далее совершенствуется системой образования и усилиями самого человека. Это еще одна важная особенность — система образования, особенности вовлечения ребенка в процесс и влияние окружающих. Эти факторы влияют на скорость формирования навыка и уровень его развития.

Формирование произвольного внимания

И воспитание, и развитие автономного внимания лежат вне человека, поэтому автономное развитие этой психической функции невозможно. Только благодаря социализации, которая постоянно вводит человека во взаимодействие, демонстрирует новые виды деятельности и направляет непроизвольное внимание, возможен направленный и контролируемый дальнейший процесс.

Развитие произвольного внимания в дошкольном возрасте. Произвольное внимание это. 2

Именно социальная среда обучает ребенка механизмам волевой адаптации, которые в дальнейшем используются для автономной коррекции внимания.

Процесс волевой адаптации происходит постепенно с приобретением внешних механизмов регуляции внимания. Они могут направляться взрослыми с помощью жестов, а позже — с помощью устных высказываний. К концу детского сада язык взрослых обычно заменяется собственным языком ребенка, который обращается к самому себе или к небытию. Эти обращения не являются ни коррекцией, ни попыткой взаимодействия с другими людьми, а просто планированием собственной деятельности, направление которой задают слова. Постепенно этот процесс переходит во внутренний мир и сводится к бессознательным процессам.

Непосредственное формирование добровольного аттенционного контроля неотделимо от приобретения и принятия социальных норм, выполнение которых требует именно интеграции этого типа навыков. Сосредоточение внимания на необходимости чего-то достичь (например, собрать игрушки) перед тем, как заняться чем-то, что ставит на первый план интересы момента (игра), является начальным этапом формирования волевого контроля. В раннем возрасте дети испытывают значительные трудности с применением незнакомых навыков, а постоянная концентрация внимания может привести к быстрому умственному истощению. Не стоит ругать ребенка, если он делает не то, что задумал, и отвлекается; лучше дать ему время и возможность вернуться к деятельности по собственному желанию через некоторое время или небольшой перерыв.

Слабая готовность в раннем возрасте требует не только дополнительных усилий со стороны ребенка, но и построения учебного процесса таким образом, чтобы непроизвольное внимание использовалось максимально, а волевое добавлялось лишь постепенно. Это необходимо как для лучшей успеваемости, так и для органичного формирования высших когнитивных функций. Диффузное развитие контрольных функций будет влиять на успешность овладения волевым вниманием, поэтому необходимо рассматривать моменты хорошей успеваемости и их спад как вариант нормального развития.

Лучшим способом модуляции волевого внимания является приобретение и освоение нового вида деятельности. Для этого сначала используется естественное, непроизвольное внимание, а затем пробудившийся интерес ребенка или осознание дальнейшей выгоды побуждает его приложить сознательные усилия для освоения новых навыков. Чувство соперничества или чувство самолюбия могут служить мотивацией для дальнейшего развития и хорошо подкрепляются чувством долга, но эту мотивацию нужно тщательно культивировать, чтобы она не привела к огромному чувству вины в случае неудачи.

К задачам, которые ставят взрослые, предъявляются определенные требования, например, четкость формулировки. Это относится как к самому процессу выполнения, так и к способу достижения конечного результата или его вариаций. Общему воспитанию ответственности и наблюдательности может способствовать постоянный интерес к происходящему, для чего рекомендуется смена деятельности, а также постановка выполнимых задач, которые не перегружают нервную систему, но дают ощущение преодоления нового препятствия.

Оцените статью
Добавить комментарий