Сенсорная память обладает большой емкостью, но может хранить точные образы сенсорной информации только в течение очень ограниченного времени.
Что такое сенсорная память и как ее тренировать?
Процесс запоминания информации начинается не с работы мозга, а с восприятия событий и фактов через органы чувств. В данном случае мы говорим о сенсорной памяти. Давайте узнаем, что это такое и как ее тренировать.
Что это такое и зачем нужна?
В психологии она рассматривается как подсистема памяти, которая хранит информацию, обработанную нашими сенсорными нейронами, в течение очень короткого периода времени. Этот вид памяти необходим как начальный этап запоминания образов для долгосрочного хранения в будущем. Именно на этом этапе происходит обработка нового материала для передачи его в следующую подсистему — кратковременную память. Информация может быть передана непосредственно в долговременную память, не выходя за пределы уровня сознательной обработки.
Сенсорная память работает независимо от желаний человека. Этот тип памяти является условным, так как сохраняет только физические характеристики без семантического кодирования. Эти признаки соответствуют объему восприятия. Сенсорная копия информации имеет большую емкость. В процессе обработки часть сигналов стирается из памяти, так как следы информации на сенсорном уровне быстро исчезают, разрушаются и маскируются.
Старые события немедленно заменяются новой информацией.
Сенсорный регистр — это чрезмерно кратковременный, объемный резервуар понятий, через который человек воспринимает мир в его постоянной целостности. В противном случае все в воображаемом мире человека состояло бы из разрозненных образов. При моргании глаз все предыдущие события забывались бы. Даже звуки были бы лишь фрагментарными обрывками. Младенцы видят мир как набор цветовых пятен, потому что их органы чувств еще не развиты.
Характеристики сенсорной памяти
Сенсорная память — это сохранение стимула в течение длительного времени после его физического присутствия. То есть это память, которая позволяет стимулу продолжать действовать даже после его исчезновения.
Например, если человек видит сцену, вызывающую чувство ужаса или страха, сенсорная память позволяет ему продолжать испытывать эти чувства даже после исчезновения стимула.
Сенсорная память — это навык памяти, который иллюстрирует тесную взаимосвязь между перцептивными системами и когнитивными процессами.
Действительно, действие одного из них невозможно объяснить без действия другого. Восприятие без познания привело бы к пассивному способу общения с миром, поскольку разум не выполнял бы никаких задач с информацией, которую он получает через органы чувств.
С другой стороны, обучение и когнитивные функции были бы невозможны без перцептивных систем, получающих новую информацию и знания из внешнего мира.
Таким образом, ощущение является отправной точкой для восприятия, а восприятие — первым шагом на пути к когнитивному процессу. Без ощущений нет восприятия, а без восприятия нет памяти.
Однако восприятие и память имеют еще больше общего: восприятие выходит за рамки ощущений и обычно определяется как механизм, с помощью которого мозг придает смысл ощущениям.
Таким образом, сенсорная память обрабатывает и хранит значимую информацию. Она также участвует в основных перцептивных процессах, таких как обнаружение, дискриминация, распознавание или идентификация.
Историческое развитие
Связь между восприятием и памятью была предметом научного интереса в течение многих лет. Однако термин «сенсорная память» появился гораздо позже.
Первые исследования этого явления были проведены Иоганном Сегнером в 1740 году. В своих исследованиях немецкий физик показал, что для того, чтобы увидеть кусок угля, прикрепленный к прялке, требуется менее 100 миллисекунд, чтобы сделать полный оборот.
Это первоначальное открытие послужило гипотезой о взаимосвязи между механизмами восприятия и памяти.
Позже, в 1958 году, Бродбент предложил существование механизма мгновенной памяти, который записывает информацию о близлежащем стимуле на короткий промежуток времени.
Аналогичным образом в 1967 году Найссер принял теорию Бродбента и назвал ее сенсорной памятью. По мнению немецкого психолога, этот вид памяти состоит из предварительного хранения информации ограниченной продолжительности и кратковременности.
В то же время Аткинсон и Сиффрин предположили существование сенсорного регистра для каждой сенсорной модальности. Однако большинство исследований сенсорной памяти было сосредоточено на двух типах, первоначально определенных Нейссером (виртуальная память и эхолокационная память).
Наконец, в 1960 году именно Сперлинг исследовал и точно определил границы свойств виртуальной памяти, используя тактильную технику и технику частичной референции.
Сенсорный тип
Тип памяти, основанный на воздействии стимулов на органы чувств. Он может быть длительным, если стимулы были сильными. Этот процесс не воспринимается отдельно от других видов, так как объединяет сложную работу не только коры головного мозга, но и нервной системы и организма в целом.
Особенностью этого типа является то, что память может сохраняться даже после прекращения стимуляции. Сенсорная память — это сложный процесс, способствующий быстрому усвоению событий.
Между ней и кратковременной памятью существует промежуточный элемент — функциональная память. Она позволяет механически выполнить действие или процесс, не задумываясь о деталях его выполнения. Этот сенсорный тип памяти связан с физическими процессами. Некоторые элементы могут быть забыты во время выполнения задания. Когда информация действует на кору головного мозга, части функциональной памяти преобразуются в кратковременный тип памяти.
В структуре сенсорного типа существует несколько уровней:
- Непосредственный. Сюда относится сенсорная память, какая состоит из двух дополнительных элементов.
- Кратковременный.
- Долговременный.
Независимо от того, какой тип памяти преобладает в восприятии и обработке информации, запоминание событий можно тренировать и увеличивать. А при правильной категоризации материала можно быстрее найти то, что вы ищете.
Место сенсорной памяти в системе обработки информации
Человеческая память — это удивительно активная система, выполняющая множество важных функций: Она принимает информацию, заботится о ее систематизации, хранении, преобразовании и воспроизведении. Она подобна компьютеру: сначала информация преобразуется в форму, пригодную для обработки, затем хранится в системе, сохраняется и, при необходимости, извлекается из памяти и воспроизводится.
Для того чтобы информация сохранилась в долговременной памяти, она должна пройти как минимум три фазы: обработку в сенсорной, кратковременной и долговременной памяти. Пока информация хранится в сенсорной памяти, принимается краткосрочное решение о том, следует ли задействовать более высокие отделы мозга для обработки полученных сигналов. Если да, то информация переносится в кратковременную память для дальнейшей обработки. Если нет, информация удаляется и заменяется новой, то есть сенсорная память заполняется другими, новыми сигналами. Основной процесс кодирования происходит в долговременной памяти, которая основана на результатах анализа и распознавания различных признаков информации.
Между сенсорной памятью и кратковременной памятью существует еще один тип памяти, называемый функциональной памятью, которая помогает удерживать в памяти некоторые промежуточные результаты при выполнении сложных операций.
Эксплицитная, имплицитная, рабочая — все это тоже про память
Исследования взаимосвязи между типами памяти привели к появлению более сложных классификаций и моделей. Например, долговременная память была разделена на явную память (также называемую сознательной памятью) и неявную память (бессознательную или латентную память).
Явная память — это то, что мы обычно имеем в виду, когда говорим о памяти. Она делится на эпизодическую (воспоминания о нашей собственной жизни) и семантическую (воспоминания о событиях, понятиях и явлениях). Такое деление впервые предложил в 1972 году канадский психолог эстонского происхождения Эндель Тулвинг.
Фото tdes — Flickr CC BY
Неявную память обычно делят на актиническую и процедурную. Прайминг, или фиксация установки, происходит, когда определенный стимул влияет на то, как мы воспринимаем последующий стимул. Прайминг, например, может сделать феномен неправильного текста песни особенно забавным — когда мы узнаем новую, нелепую версию песенной строки, мы начинаем слышать и ее. И наоборот — ранее неразборчивая запись становится понятной, когда мы видим расшифровку текста.
Что касается процедурной памяти, то ярким примером является двигательная память. Тело «знает», как ездить на велосипеде, водить машину или играть в теннис, так же как музыкант играет знакомое произведение, не глядя на ноты и не думая о том, каким должен быть следующий такт. Это не единственные модели памяти.
Оригинальные варианты были предложены как современниками Миллера, Аткинсона и Шиффрина, так и последующими поколениями исследователей. Существует гораздо больше классификаций видов памяти: Например, автобиографическая память (которая находится между эпизодической и семантической памятью) является самостоятельной категорией, а рабочая память иногда упоминается в дополнение к кратковременной памяти (хотя некоторые исследователи, такие как Коуэн, считают, что рабочая память, вероятно, является лишь небольшой частью долговременной памяти, с которой человек работает в данный момент).
Банально, зато надежно: базовые приемы по тренировке памяти
Преимущества хорошей памяти, конечно, очевидны. Но не только для школьников и студентов, которым предстоит сдавать экзамены. Согласно недавнему китайскому исследованию, тренировка памяти, помимо своей основной задачи, также помогает регулировать эмоции. Наиболее распространенным методом, используемым для улучшения кратковременной памяти, является метод «chunking», который предполагает группировку предметов по степени их важности. Это тот же метод, который используется для «магических чисел» (в современных экспериментах желательно, чтобы результирующее количество элементов не превышало 4-5). Например, телефонный номер 9899802801 гораздо легче запомнить, если разделить его на блоки 98-99-802-801.
С другой стороны, кратковременной памяти не нужно быть чрезвычайно острой и буквально «раскладывать по полочкам» всю полученную информацию. Эти воспоминания так недолговечны, потому что большинство окружающих нас вещей не содержат ничего принципиально важного: Меню, списки покупок и то, что на вас сегодня надето, — это явно не те данные, которые действительно важны, чтобы хранить их в памяти годами.
Что касается долговременной памяти, то основные принципы и методы ее тренировки являются как самыми сложными, так и самыми трудоемкими. И довольно очевидными.
Фото Tim Gouw — Unsplash
Тим Гоув, Тим Гоув, Тим Гоув, Тим Гоув, Тим Гоув, Тим Гоув, Тим Гоув, Тим Гоув. Совет тривиальный, но надежный: Многократные попытки вспомнить какой-либо предмет повышают вероятность того, что этот предмет запомнится надолго. Здесь есть несколько нюансов. Во-первых, важно выбрать правильный промежуток времени, через который вы пытаетесь вспомнить информацию (не слишком долго, не слишком коротко — это зависит от того, насколько хорошо развита ваша память).
Допустим, вы разработали задание для теста и пытаетесь его запомнить. Попробуйте повторить задание через несколько минут, через полчаса, через час, через час, через два часа, на следующий день. Это требует больше времени на каждую карточку, но относительно частые повторения через не слишком большие промежутки времени помогают лучше усвоить материал.
Во-вторых, важно постараться запомнить весь материал, не заглядывая в ответы на первом уровне сложности — даже если вам кажется, что вы вообще ничего не можете запомнить. Чем больше вы сможете извлечь из своей памяти с первой попытки, тем лучше она будет работать при следующей попытке.
На первый взгляд, это лишь помогает справиться с возможным стрессом (на экзамене или в тот момент, когда вы должны применять свои знания в теории). Однако такой подход не только помогает справиться с нервами, но и лучше запоминать, что, кстати, относится не только к семантической памяти, но и к моторной.
Например, согласно одному исследованию, навыки игры на бите лучше развивались у бейсболистов, которым приходилось делать различные подачи в непредсказуемом порядке (как в реальной игре), чем у игроков, которых последовательно тренировали делать определенный вид подачи.
Пересказ/запись своими словами: Этот подход позволяет глубже обрабатывать информацию (на основе модели Крейка и Локхарта). По сути, он заставляет вас обрабатывать информацию не только семантически (вы оцениваете зависимости между явлениями и связи между ними), но и «самореферентно» (как бы вы назвали это явление? Как вы можете объяснить его сами — не повторяя слово в слово содержание статьи или билета)? С точки зрения этой гипотезы, и то, и другое — это уровни глубокой обработки информации, которые позволяют более эффективно извлекать информацию.