Помимо развития произвольной памяти, вышеперечисленные игры также улучшают внимание, концентрацию и, в некоторых случаях, выносливость. Самое главное — как можно чаще практиковать различные техники и совершенствовать их по мере необходимости.
Произвольная память в психологии. Что это, определение, примеры формирования
Память играет особую роль в жизни каждого человека: как в работе, так и в учебе. В психологии принято различать добровольное и непроизвольное запоминание, причем первое является основополагающим для развития личности. Она позволяет людям более эффективно усваивать информацию и взаимодействовать с обществом.
Память — это вид психической деятельности человека, характеризующийся такими способностями, как:
- накопление;
- сохранение;
- применение получаемой информации из внешних источников.
Исходя из различных психоэмоциональных аспектов, в психологии принято разделять память на несколько видов, включая волевую и непроизвольную.
Волевая память в психологии — это процесс осознанного запоминания, который позволяет достичь желаемой цели на основе осознанного объяснения самой задачи и дальнейших действий по ее реализации. Этот вид памяти ставит перед собой задачу конкретного обучения, запоминания определенной информации. Сам акт запоминания и дальнейшего воспроизведения является конкретным, заранее продуманным действием.
Акт запоминания определяется требованием поставить четкую цель запомнить конкретную информацию. Это явление позволяет человеку интеллектуально развиваться, быть профессионально активным, т.е. узнавать самое необходимое.
Непроизвольная память отличается от непроизвольной тем, что все запоминание и дальнейшее воспроизведение в психологии человека характеризуется отсутствием конкретных целей или методов, которые помогают усвоить намеченный предмет. В этом случае все происходит бессознательно и не контролируется самим человеком.
История изучения произвольной памяти
Одним из наиболее впечатляющих примеров изучения волевой памяти является работа отечественного психолога П.И. Зинченко, который в 1961 году провел серию исследований по изучению этого феномена.
В этом эксперименте профессор психологии попросил испытуемых неожиданно вспомнить все, что они могли вспомнить по дороге на работу.
Исследование показало, что испытуемые вспоминали чаще:
- чем занимались (но не то, о чем думали или мечтали);
- что препятствовало или способствовало достижению желаемой цели;
- что-то необычное или странное;
- нечто такое, что не было никак связано с имеющимся кругом знаний.
Автор начал сравнивать продуктивность и эффективность непроизвольного запоминания на основе одной и той же информации для каждого. При этом учитывалось, насколько важен материал для субъекта в связи с целями, мотивацией или методами выполнения задания.
Психолог пришел к объективному выводу, что информация, связанная с психологической цепочкой сознания, запоминается гораздо лучше, чем материал, никак не связанный с условиями задачи.
В 1960-е годы была подробно изучена взаимосвязь между мнемоническими средствами и эффективностью различных организационных аспектов, включая качество памяти. Советский психолог А.А. Смирнов, изучавший развитие мнемической функции у человека, подчеркивал, что внешние систематические приемы, присущие случайному запоминанию, особенно важны для обучения.
Концепция «внутренней и внешней памяти» активно пропагандировалась А.Н. Леонтьевым с 1972 года. С помощью этого термина профессор смог описать процесс связывания внешних носителей информации, который косвенно влияет на эффективность запоминания.
В. Я. Ляудис в 1976 году отмечал, что в развитии памяти ребенка внешние проявления сначала служат сигналом для внешней регуляции внутреннего психологического плана и имеющихся представлений. Только после этого личность ребенка может проявить регулятивные способности к запоминанию и извлечению информации.
Характеристика
Задача инспиративной памяти — хранить информацию, которую субъект приобрел сознательно (например, заучивая одну и ту же таблицу умножения). Она помогает нам выучить стихотворение, запомнить свой адрес, даты в паспорте. Да, действительно, есть люди, которые знают это наизусть, и иногда это действительно полезно.
Однако эта память формируется только в том возрасте, когда она еще далека от того, чтобы стать самым важным документом гражданина. В психологии считается, что она появляется в начальной и средней школе, когда у ребенка возникает осознанное желание или потребность что-то выучить (запомнить).
Развитие волевой памяти зависит от многих факторов. К ним относятся вещи, которые прививаются нам с раннего возраста, еще до того, как мы идем в школу.
Как это работает?
Степень эффективности волевой памяти зависит не только от того, что и зачем мы учим, но и от методов, которые мы используем для запоминания. Кому не знакомо занятие ума на экзамене, когда в начале экзамена чувствуешь себя полностью бодрым, ведь позади день в библиотеке и бессонные ночи над учебниками, а когда нам дают карточку с вопросом, мы впадаем в дрему с приступом амнезии, или, наоборот, неожиданно для себя показываем лучшие стороны своей волевой памяти и получаем самые высокие оценки.
Конечно, память можно и нужно тренировать во взрослом возрасте, но хорошо известно, что все проблемы берут свое начало в детстве, и именно на это должны обращать внимание родители, чтобы у их ребенка не было проблем во взрослой жизни.
- Старайтесь, чтобы ребенок принимал участие в различных играх, в идеале – периодически брал на себя лидерство.
- Пробуйте повторять с ребенком уже пережитые события, вспоминайте походы в зоопарк или цирк. Пусть ребенок расскажет, чем ему запомнился тот или иной зверь или выступление на манеже, какие шутки клоуна показались ему особенно смешными. Через пару дней вновь вернитесь к этой теме.
- Чаще используйте игры с использованием слов. Только не надо сразу «грузить» малыша играми в «города», «съедобное – несъедобное» для начала вполне подойдет. Ведущий кидает мяч участникам и при этом произносит слово, задача ребенка – поймать мячик, если было названо нечто съедобное и не поймать, если было произнесено наименование несъедобной вещи.
- Не заставляйте ребенка зубрить что-либо, попробуйте вызвать в нем эмоции, попробуйте сами красочно описать ему тот или иной предмет или событие, чтобы в его памяти осталось не только название, но и образы.
- Научите ребенка понимать то, что он учит.
- Объясните ребенку, как и зачем пригодятся ему полученные знания.
Произвольная память дошкольника
Как уже говорилось ранее, произвольная память начинает формироваться в среднем дошкольном возрасте, и первые ее признаки проявляются в ролевых играх. В этих видах деятельности ребенок хорошо мотивирован, поскольку, не помня обстоятельств, он не сможет выполнить отведенную ему роль.
Добровольная память формируется постепенно, в зависимости от когнитивного развития ребенка.
Условия для развития произвольной памяти у детей дошкольного возраста следующие:
- Активность и успешное участие в играх.
- Выполнение действий, связанных с прошлым или будущим (например, когда нужно рассказать о чем-то, что было или выполнить что-то не сейчас, а несколько позже).
- Такое развитие речи, которое позволяет в том числе действовать и с воображаемыми вещами.
Сначала ребенок узнает об этих условиях от взрослых, а затем постепенно сам проявляет инициативу.
Рассмотрим немного подробнее одно из важнейших условий развития произвольной памяти дошкольника, а именно игру.
Именно в игре развивается мышление ребенка и приобретаются важные навыки. Вербальные игры, предполагающие общение, способствуют развитию мышления и памяти; дидактические игры также улучшают память и способствуют усвоению правил и процедур.
При проведении дидактических игр с детьми необходимо помнить о некоторых важных моментах:
- Перед запоминанием нужно организовать восприятие ребенка, выделив признаки предмета (цвет, расположение, форму, количество).
- При запоминании нужно анализировать и сравнивать, выделять важные свойства и обобщать.
- Следует постепенно усложнять игру, например уменьшая время показа или увеличивая количество деталей.
- Нужно развивать самоконтроль, привлекая ребенка к проверке результатов запоминания и к анализу допущенных ошибок.
Процесс развития произвольной памяти у детей дошкольного возраста включает в себя такие важные моменты:
- Помощь взрослых, выделяющих подсказками значимые моменты: просьбы повторить, пересказать, рассказать; направление хода мыслей наводящими вопросами: «А что было дальше?». Это помогает ребёнку постепенно учиться осмысливать и связывать материал с целью запоминания.
- Выделение заданий, побуждающих вспомнить или запомнить.
- Осознание ребёнком необходимости овладения специальными способами запоминания.
Развитие произвольной памяти
Процесс развития произвольной памяти начинается тогда, когда ребенок подрастает и постепенно учится лучше запоминать информацию, долго удерживать ее в памяти и воспроизводить как можно точнее. Этот процесс завершается примерно к 14 годам.
В процессе обучения в школе развитие памяти ребенка приобретает все большее значение: увеличивается объем информации, которую необходимо запоминать, она не всегда яркая и осязаемая и не всегда совпадает с областью интересов ребенка. С другой стороны, для всестороннего развития недостаточно учить только то, что интересно. Развитие произвольной памяти и ее активное использование также важны для общего когнитивного развития, в том числе для приобретения навыков, необходимых для старших школьников и взрослых — логически мыслить и делать выводы.
Как я могу помочь своему ребенку развить произвольную память?
- Научите ребёнка выделять главную мысль и самые важные тезисы. Попробуйте подчеркивать предложения, содержащие главную мысль; возможно, так удобнее будет визуализировать информацию в виде схем, таблиц, рисунков. Таким образом задействуются и зрительная, и образная память, что улучшает запоминание.
- Научите ребёнка без боязни работать с большим объёмом информации: делить её на смысловые блоки, находить между ними логические связи, систематизировать.
- Повторение – мать учения, но повторять тоже нужно уметь. Научите ребенка несколько раз, вдумываясь в смысл, повторять выделенную мысль (правило, формулу). После прочтения параграфа пусть ребенок перескажет его вслух – сам себе. Объясните ему, что так он справится с выполнением задания быстрее.
- Научите ребенка работать над ошибками: это залог развития важного навыка самоконтроля и одновременно улучшение запоминания.
- Используйте ассоциации, привязывая с их помощью незнакомый материал к знакомому. Это могут быть образные параллели с уже известной информацией, визуализация, стишки-подсказки (например, «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» – в первых буквах этой известной фразы «зашифрованы» первые буквы последовательности семи основных цветов спектра в составе радуги).
- Объясняйте ребенку (особенно если тема сложна для его понимания), почему для него так важно её изучение. Понимание важности – отличный двигатель: это и стимулирует, и мотивирует.
Развитие памяти и внимания, мышления и восприятия — все это способствует развитию онлайн-игр.
Желаем вам больших успехов в саморазвитии!
Способы развития произвольной памяти
Столкнувшись с обилием материала, дети часто пугаются и не знают «что делать». Для того чтобы ребенок мог запомнить большой объем знаний, он должен научиться их систематизировать. Задача родителей — объяснить ребенку, что каждый фрагмент информации нужно разбить на блоки и найти логические связи между этими блоками.
Практикуйте с ребенком во время регулярных домашних заданий, как выделить главную мысль и наиболее важные моменты. Помимо конспектирования, используйте зрительную память — некоторые любят рисовать схемы или символы, другие просто подчеркивают значимые предложения в тексте — и найдите способ поработать с ребенком.
Нельзя обойтись без использования такой знакомой техники, как повторение. Однако необходимо использовать его осмысленно. Научите ребенка повторять правило или формулу, выделенную в тексте. А после того, как он прочитает весь абзац, попросите его повторить его самостоятельно. Объясните ребенку, что хорошее повторение поможет ему быстрее усвоить материал, ему не придется читать следующую главу и потребуется меньше времени на выполнение домашнего задания.
Самооценка вообще важна для закрепления знаний. Если вы сможете развить у ребенка привычку повторять свои ошибки, он дольше сохранит знания в памяти. Существует поговорка, что на ошибках не учатся без причины. В идеале дети должны анализировать свои тесты и задания, чтобы помнить, где они допустили ошибки. Если такой самоконтроль проводится регулярно, ребенок с меньшей вероятностью будет спотыкаться на одних и тех же вещах снова и снова.
Самым надежным способом запоминания для детей остается ассоциация. Научите ребенка проводить воображаемые параллели с информацией. Это особенно хорошо работает, когда его или ее просят запомнить какое-либо правило. Маловероятно, что ваш ребенок сможет придумать набор ассоциаций для целого параграфа в учебнике, но он сможет представить в своей голове важный момент.
Однако ассоциации могут быть разными — это могут быть рисунки или предложения. Впечатляющий пример — стишок, который помогает детям запомнить названия падежей в русском языке.
При изучении сложной темы следует также объяснить ребенку, почему ему необходимо запомнить эту информацию. Слишком часто дети не понимают, зачем им нужно знать все эти формулы и правила, то есть какое применение они могут найти в реальной жизни. По этой причине цифры и буквы на бумаге остаются бессмысленными. Но можно найти интересное объяснение и тем самым мотивировать ребенка к запоминанию и обучению в целом.
Тенотен детский был разработан с учетом особенностей детской психики.
Это специальное успокаивающее средство для детей, которое работает в трех направлениях:
- нормализует эмоциональное состояние ребенка,
- избавляет от повышенной возбудимости
- помогает в процессе адаптации в детском коллективе.
Как развивать память
Развитие памяти во многом связано с тренировкой внимания и улучшением способности к концентрации. Эти процессы взаимосвязаны, потому что чем дольше человек что-то запоминает, тем больше он может вспомнить.
От этого зависит эффективность памяти:
- мотивации, стремления запомнить эту информацию
- значимости, которая напрямую связана с практичностью
- эмоциональным восприятием
- глубины погружения в материал
- количества повторений
- психофизического состояния
- комбинирования различных техник запоминания
Упражнения для развития памяти
Таблицы Шульте
Доски, разработанные немецким психиатром Вальтером Шульте, содержат случайно расположенные предметы. Упражнения улучшают не только зрительную память, но и периферическое зрение, что важно для быстрого чтения. Доски могут быть разных размеров — можно начать с 2×2. Смотрите на доску в течение 5 минут, а затем попытайтесь вспомнить содержание ячеек.
Вы можете потренироваться на специальном сайте или скачать мобильное приложение.
Метод Айвазовского
Художник использовал эту технику, чтобы лучше осознать свое окружение и воспроизвести важные детали на своих картинах. Техника проста: выберите любой пейзаж или интерьер, смотрите на него в течение 5 минут и воспроизведите его на бумаге. Постепенно сокращайте время.
Обратная перемотка
Каждый день перед сном просматривайте свой день и вспоминайте не только последовательность событий, но и воспроизводите чувства, которые вы испытывали в тот или иной момент. Постарайтесь точно вспомнить диалоги или пересказать новую информацию.
Другой способ сброса — считать в обратном направлении и выбирать только четные или нечетные числа. В качестве альтернативы можно называть числа, делящиеся на три.
Выстраивание ассоциаций
Запишите в случайном порядке любые слова и разделите их на три колонки. Ваша цель — запомнить слова в течение одной минуты, а затем написать их на чистом листе бумаги. Цель не в том, чтобы запомнить слова, а в том, чтобы создать ассоциации и связи между словами, которые на первый взгляд могут показаться несвязанными.
Запоминание в режиме многозадачности
На самом деле человек не может выполнять несколько задач одновременно, но способен быстро переключать свое внимание с одной темы на другую. Выберите стихотворение для изучения и попросите своих друзей в течение двух минут задавать вам различные вопросы и задания. Например, опишите любимую сладость ребенка или решите пример. Это упражнение усилит вашу концентрацию на запоминании стихотворения благодаря постоянному сопротивлению. Возможно, с первого раза у вас не получится, но со временем вы будете запоминать все больше и больше.
Смена привычного пути
Измените свой обычный маршрут и попробуйте пройтись по новому. Затем запомните все, что встретится вам по пути, включая лица людей, скамейки, уличные фонари и т.д.