Основой для филиграни является тонкая нить из меди, золота или серебра, гладкая или крученая. Также могут использоваться платина, латунь, никель и серебро. Нити образуют разнообразные узоры и затем соединяются вместе.
Скань (филигрань) — редкая техника тончайших узоров
Филигрань — это открытая проволочная конструкция. И в то же время — ложка и подстаканник в серванте многих почтенных семей. Слово филигрань указывает на суть дизайна: Латинское filum означает «нить» и granum — «семя», а русское скань происходит от древнерусского скат (хлестать, бичевать). Филигрань чаще всего изготавливается из серебра, но филигранные узоры делают также из золота и других металлов. Серебро и золото очень мягкие и просто нанизываются на очень тонкую проволоку. Проволока для филигранных узоров (серебро, реже — золото) гладкая или скрученная в струны и витки.
Филигранная работа была известна во всем древнем мире (Крит, Египет, Троя, Греция VI-IV века до н.э.). Это одна из основных, «примитивных» техник изготовления ювелирных изделий.
Виды ювелирной филиграни
Филигрань может быть сложной, перфорированной или трехмерной. В паяной филиграни проволока и зерна привариваются непосредственно к металлическому листу. Если фон остается на месте, это фоновая или «тупая» филигрань. Если фон удаляется после склеивания (насечкой или распиливанием), то это филигрань — или пиленая.
При тисненой филиграни рисунок наклеивается на тисненую филигрань.
При ажурной филиграни металлическая основа отсутствует: проволочный узор приваривается сам, а зерно прикрепляется непосредственно к металлическому наконечнику. Если «кружево» плоское, то это плоская ажурная филигрань. Если кружево сварное двухмерное и объемное (объемное тиснение или рельефное тиснение), то это пластичная рельефная ажурная филигрань. В зарубежных источниках ажурное кружево (без фона) иногда называют «русской филигранью».
Объемная филигрань — чаши, вазы, подносы, сундуки и конструкции, даже существа — птицы, животные. Они изготавливаются по частям, а затем собираются в единую композицию.
В ювелирном деле используются как плоские (оправы для подвесок), так и ажурные (полусферические составные булавки и кольца, браслеты со звеньями и «целыми») и скульптурные (животные, птицы, колокольчики) ажурные филиграни из серебра и других металлов.
Кому принадлежит техника филиграни?
Было бы ошибкой думать, что филигранная работа — это чисто русское искусство. Традиции филигранного искусства живы и процветают в современных школах разных стран. В Армении филигрань тонкая и плоская, в Дагестане — изобилие зернистостей и полусфер, в Костроме — сложные трехмерные формы. Ювелиры разных стран, в том числе Франции и Италии, изготавливают предметы из филиграни. До боли знакомые дырчатые узоры в серебре неожиданно обнаруживаются, например, в украшениях из Эквадора. Это и не удивительно, ведь в Латинской Америке особенно живы древние «серебряные» искусства, в том числе искусство выметывания
Примеры украшений из Эквадора, выполненных в технике филиграни:
Что это такое?
Слово «филигрань» имеет два значения. С одной стороны, оно означает особый узор из металлических проволок, нанесенный на кусок металла. С другой стороны, «филигрань» — это искусство, обозначающее сам процесс создания узора.
Это слово похоже на английское filigree и происходит из латинского языка. Таким образом, филигрань состоит из двух латинских слов: filum и granum. Первое означает «нить», а второе — «зерно». Название является сутью слова. Филигрань — это металлическая проволока, очень тонкая, как обычная нить. Зерно обозначает как металлические шарики, которые наносятся вместе с проволокой, так и украшения, то есть работу с мелкими деталями. Действительно, создание филигранного узора требует много времени и усилий.
В русском языке филигрань называется сканью. Как и в английском, это слово не просто так появилось в нашем языке. В Древней Руси существовало слово «скать», что означало хлестать плетью или жгутом. Отсюда и пошло название ювелирного узора.
Давайте разберемся, в чем заключается техника филигранной работы.
- Берётся какой-либо драгоценный металл, как правило, это серебро или золото.
- Из них делается очень тонкая полоска, из которой и будет создаваться узор. При этом очень важно, чтобы драгоценные металлы были чистыми, без примесей. В противном случае проволока не будет столь эластичной. Только из чистых экземпляров можно сделать тончайшую нить.
- В дальнейшем нити закрепляются на заранее заготовленном фоне в виде узора.
Используемые материалы — серебро и золото, не только потому, что они считаются самыми дорогими и ценными, но и потому, что это мягкие металлы. К сожалению, конечное изделие из этих не очень прочных материалов не очень устойчиво к физическому воздействию.
После того как основной дизайн закончен, мастер переходит к следующему этапу — нанесению металлического зерна. Это украшает готовое изделие и придает ему определенную размерность.
Филигранная работа — это одна из основных техник, которая известна во всем мире уже много лет. Каждый ювелир должен уметь работать с этой техникой, которая эквивалентна резьбе на высоком уровне. Она используется для создания различных узоров во многих ювелирных изделиях и для украшения украшений.
История возникновения
Некоторые люди ошибочно полагают, что филигранная работа — это исконно русский вид искусства. Конечно, историки не в состоянии точно определить, когда и кем была изобретена эта техника создания ювелирных узоров. Однако многочисленные раскопки и многолетние исследования показали, что филигранная техника впервые появилась примерно в 5 веке до нашей эры в Египте, Греции и некоторых других древних странах.
Позже эта техника появилась и в других странах, таких как Португалия и Испания. Есть свидетельства и в России, но историки не могут назвать точную дату. С начала нашей эры и в течение некоторого времени филигранная работа была не очень популярна. Об этом свидетельствует количество находок и места, где они были найдены. Но уже в XVII веке спрос на такие изделия резко возрос. С этого времени началось бурное развитие этого искусства, появились новые виды и техники.
В России искусство резьбы достигло своего расцвета в XVI веке. Мастера этой профессии создавали настоящие произведения искусства. Удивительно то, что это искусство не исчезло даже при Советском Союзе, а наоборот, сделало несколько шагов вверх в развитии. Российский город Кострома является неофициальной столицей русского проказнического искусства.
После промышленной революции в европейских странах в 19 веке филигранные предметы стали промышленными изделиями. Сегодня существует огромный ассортимент различных тарелок, ваз, кассет и многих других предметов с такими украшениями. Благодаря новому методу производства, стоимость на рынке значительно ниже.
Виды филиграни
Скань бывает в виде вязаного, ажурного и объемного кружева.
- Напайная филигрань. В ней проволока и зерно напаивается прямо на листовой металл. Если фон оставлять, то получается фоновая или так называемая «глухая» филигрань.
- Просечная (выпильная) филигрань. Создается посредством удаления фона.
- Рельефная филигрань. Узор в данном случае напаивается на чеканный рельеф.
- Ажурная филигрань. Металлическая основа полностью отсутствует, узор из проволоки спаивается, а зернь крепится на кружево из металла. Само кружево может быть плоским, тогда это плоская ажурная флигрань, если же спайка происходит в двух измерениях, то получается скульптурно-ажурный тип. Ажурную, без фона, принято именовать русской филигранью.
- Объемная филигрань состоит из частей, смонтированных в единую композицию. Так создаются предметы ювелирного искусства, такие как всевозможные кубки, подносы, ларцы и вазы.
Красивое кружево не является русским народным творчеством. Филигранное кружево изготавливают мастерицы по всему миру. Давайте рассмотрим мировые практики и их особенности. Существует несколько основных современных школ филигранной работы.
В Армении люди привыкли делать тонкие и плоские формы. В Дагестане любят много зерен и полумесяцев. В великолепном старинном русском городе Костроме преобладают сложные объемные формы. Европейские ювелиры из Франции и Англии также не чужды искусству скани. Кроме того, ажурный узор встречается в ювелирных изделиях Латинской Америки, например, в Эквадоре. В Южной Америке искусство развертки развито довольно слабо.
Зернь
В русском ювелирном искусстве техники развертки и зерни неразделимы. Зернь часто используется для дополнения филигранных мотивов и придания им более законченного и завершенного вида. Простое название этой техники полностью отражает ее суть. Зирни — это украшение, состоящее из мелких золотых, серебряных или платиновых зерен диаметром 0,3-0,4 мм. Зерна помещаются в подготовленные углубления рисунка на тонкий слой клея, который скрепляет их с основой в пламени горелки. Важно, чтобы клей надежно фиксировал рисунок, но не нарушал его проницаемости, растекаясь по углублению. В России для этой цели используют сусальное золото, смешанное с ртутью. В процессе сварки ртуть сгорает, а золото быстро плавится, создавая надежное соединение.
Еще одно требование к хорошему дизайну — чтобы все зерна были одинакового размера. Для этого тонкую проволоку разрезают на мелкие кусочки, которые кладут на куски древесного угля, в которых имеются ряды ямок определенного диаметра, в которые стекает расплавленная проволока и образует маленькие шарики, которые впоследствии украшаются.
Как носить филигранные украшения: наши рекомендаци
Ношение скани требует определенного подхода: Его «кружево» требует контрастного фона, стилистического единства с одеждой.
- Светлая филигрань роскошно выглядит на смуглой коже, чётко смотрится на фоне тёмных волос, с ней сочетается тёмный маникюр.
- Чернёная скань особенно эффектна на бледной коже, — или с одеждой пастельной гаммы.
Словом, любой контраст — цветовой, графический или текстурный (речь идет о гладких тканях: атласе, сатине и т.д.) — «облегчит» нежное изделие.
В общем, имейте в виду, что в филигранном наряде вы не затеряетесь в толпе.