Ксилография что это такое кратко. Гравюра на дереве.

Большие гравюры приходилось печатать по частям, которые затем соединялись вместе. Маленькие блоки были менее склонны к поломкам. Толщина блока в 2,5 см считалась идеальной.

Ксилография что это такое кратко

Ксилография — одна из древнейших гравировальных техник, пришедшая к нам из стран Дальнего Востока — Кореи, Японии и Китая. Там ксилография была известна с VIII века. века. В Европе же ксилография появилась примерно в XV веке.

Главной особенностью ксилографии (и любой другой гравюры) является то, что художник не делает рисунок, а печатает его. До этого художник часто рисовал на панно, но не вырезал его сам, а передавал граверу, который вырезал. Так делал, например, Альберхт Дюрер.

До XVIII века существовал так называемый «продольный рез», то есть за основу гравюры брался продолговатый деревянный диск. Направление волокон древесины, идущих в одном направлении, ограничивало технику, поэтому многие мазки кисти, как на приведенной выше гравюре Дюрера, шли в одном направлении. В противном случае существовала опасность, что мазки отделятся друг от друга, поскольку при гравировке на ксилографии вырезаются не мазки, а белое пространство вокруг них.

В 1780-х годах появилась гравюра на дереве, в которой поперечный срез дерева использовался в качестве основы для печатной формы. Этот процесс был изобретен английским художником и гравером Томасом Бьюиком, который проиллюстрировал знаменитую книгу «Британские истории о птицах» (именно эту книгу читала Джен Эйр в начале одноименного романа).

Основное преимущество краевой гравюры перед продольной заключается в том, что она может использоваться для определения более сложных тональных переходов, поскольку линии могут быть вырезаны в любом направлении. Единственным недостатком является то, что из-за ограниченной толщины дерева крупномасштабные гравюры невозможны, но эта проблема была решена путем создания композитных панелей.

Одним из самых блестящих мастеров гравюры с использованием гравировальных пластин был Гюстав Доре, который создал знаменитые иллюстрации Библии в 19 веке.

Гравюра в современном дизайне

Он создал знаменитые иллюстрации Библии в 19 веке. Сейчас, с ростом моды на все оригинальное и уникальное, гравюра возвращается. Конечно, не в таком виде, как у Дюрера или Доре, но с ее помощью можно вырезать марки и логотипы для упаковки или иллюстрировать картины. Они особенно популярны для стиля Прованс или Рустик.

Как делать гравюру своими руками

В современных реалиях вместо дерева для гравировки можно использовать гладкий линолеум без рисунка. Такая гравировка называется гравировкой на линолеуме. Преимущество в том, что линолеум не зависит от направления фаски (доска довольно дорогая) и легко режется. Техника изготовления аналогична гравировке по дереву, за исключением дополнительного этапа полировки деревянной доски наждачной бумагой

Материалы: 1) гладкий кусок линолеума любого размера (лично я покупаю его в рулоне в обычном хозяйственном магазине), 2) палочка для прихваток (желательно разных размеров — лично я знаю только 3: тонкая, средняя и толстая), 3) белая темперная краска, 4) краска для гравировки (столько цветов, сколько вам нужно, продается в банках или тюбиках), я также видел специальные краски для линолеума в некоторых магазинах, но никогда не пробовал их, 5) резиновый валик для раскатывания и распределения краски по форме, 6) металлический шпатель для нанесения краски (можно также использовать палитровый нож), 7) плоская пластиковая доска для раскатывания краски (можно использовать детскую доску для лепки размером не меньше A4 (210×297 мм)), 8) калька (желательно синяя): дает более четкий след на линолеуме), 9) черный маркер соответствующей толщины (в зависимости от толщины линий в эскизе), 10) 1-2 столовые ложки подсолнечного масла.

История

Предшественники: эстампажи и печать притиркой

Некоторые исследователи считают, что гравюра на меди, техника прямого воспроизведения рельефа, является косвенным предшественником ксилографии. Считается, что первые эксперименты с этим оригинальным способом печати совпадают с изобретением бумаги в Китае (II век н.э.). Отпечатки делаются на плоских каменных рельефах: Влажная бумага кладется на рельеф, растирается специальными кистями и слегка отбивается в углублениях; затем с помощью большой плоской кисти и подушечки пальца на высохшую поверхность бумаги, принявшей форму рельефа, наносится акварель. В результате получается прямая репродукция рельефа, состоящая из силуэтов (черных или цветных), перемежающихся линиями, в зависимости от работы и используемого материала 3 5 .

Читайте ещё:  Еда из пластилина. Как слепить для кукол, что можно сделать своими руками. Еда из пластилина.

Эта техника была использована позже, с появлением ксилографии. Есть основания полагать, что она могла повлиять на некоторые стилистические приемы ранней китайской ксилографии, в которой имитируется эстампаж, выраженный белыми мазками на цветном или черном фоне или в силуэтах3.

С эстампажем также схожа техника окончательной гравировки надпечаток, единственного способа получения высококачественных оттисков с картин малого формата; подробнее об этом ниже3 .

Продольная (обрезная) гравюра

Первоначально техника гравирования на меди была тесно связана с техникой изготовления пластин как в Западной Европе, так и на Востоке. В старой удлиненной гравюре основным элементом для построения фигуры был нож, и у гравера было несколько ножей разных размеров и форм. На основе рисовальной пластины (если гравюра будет воспроизводиться в типографии, ее толщина составляет около 2,5 см) острым ножом прорезаются линии рисунка с обеих сторон, сама линия остается ненарушенной (отсюда и название гравюры «усеченная»), а фон выбирается широкими резцами на глубину 2-5 мм. Затем на доску накатывают специальную краску и делают оттиск на бумаге.

Важнейшей особенностью старой «обрезанной» гравюры является преобладание черной кисти. Белая линия технически возможна и часто встречается в старых гравюрах, например, во флорентийских книжных иллюстрациях конца XV — начала XVI вв. века. Существовали даже гравюры, которые резались как негативы — белое на черном, например, работы швейцарского мастера XVI века Урса Графа («черный стиль» в ксилографии). Но все это, как правило, воспринимается как исключение из общего правила.

Белый мазок занимает скромное место в системе художественных средств старой «обрезной» гравюры. Современные граверы на дереве используют не только ножи, но и инструменты, применяемые в линогравюре. Это угловатые и полукруглые резцы, похожие на ключи, используемые резчиками по дереву — прямые или слегка изогнутые, вставленные в грибовидные точные ручки, иногда прямые (как в японском инструментарии).

Торцовая (тоновая, репродукционная) гравюра

Гравировка по краям произвела революцию в книжной графике. Гравюра на дереве снова стала доминировать в книге после того, как ее заменили гравюра и гравюра на металле. По сравнению с продольной древесиной, твердая и однородная поверхность пограничных досок облегчала печать тонких линий и воспроизведение сложных тональных и хроматических отношений посредством перекрестной штриховки с любой частотой.

Инструменты, используемые для гравировки полей, по форме похожи на инструменты для глубокой гравировки по металлу. Щуп представляет собой узкий стальной стержень различного сечения длиной 10-11 см с режущей кромкой, заточенной под углом 45° (на металле можно заточить и тупую кромку), другой конец которого вставляется в грибовидную рукоятку. Нижняя часть рукоятки, обращенная к доске, срезана плоско. Если положить кинжал рукояткой на доску, край может быть слегка приподнят.

Гравировку кромки называют еще «глиняной», поскольку одной из ее главных особенностей является чрезвычайно широкий линейный диапазон, что позволяет создавать произведения с уникальными возможностями богатой скульптурной выразительности: от четкого черно-белого мазка до пятна с различными цветовыми и фактурными свойствами, тончайшими тональными переходами. Эти преимущества привели к использованию гравюры для репродукции. Отсюда и третье название гравюры: ‘репродукция’.

Читайте ещё:  Какая она самозатвердевающая глина. Глина для лепки самозатвердевающая.

Еще одна особенность фронтальной гравюры, отличающая ее от продольной, — долговечность печатной формы. Высококачественные оттиски с продольных пластин возможны в количестве нескольких сотен, максимум тысячи экземпляров. Исключения возможны, когда работа носит чисто декоративный характер и структурные особенности композиции не столь важны, когда практически отсутствует штриховка. После нескольких оттисков мазки кисти измельчаются, краска набухает, что делает невозможным получение высококачественных оттисков. Напротив, торцевые пластины использовались даже для стандартных оттисков, когда они включались в печать для нанесения монограмм, заголовков и даже больших иллюстраций. Отпечатки с небольшими различиями в качестве могут исчисляться десятками тысяч.

Есть основания полагать, что ксилография является самой древней формой печатной графики и возникла в Китае. Самые ранние образцы китайской ксилографии — это отпечатки на бумаге первых веков нашей эры, представляющие собой репродукции буддийской иконографии. Самые ранние образцы художественной китайской ксилографии, опубликованные в 868 году, представляют собой изображения Сутры (буддийской религиозной книги).

Позже китайские граверы на дереве отошли от религиозных изданий и стали иллюстрировать исторические книги и репродукции картин. В 18 веке расцвела японская ксилография, первоначальный импульс которой был получен из Китая (где иллюстрации, альбомы, лумбо, начиная с 16 века).

В 17 веке в Японии выпускались иллюстрированные книги («Исэ-моногатари», 1608), гравированные календари, путеводители, плакаты, поздравительные открытки («суримоно») и, начиная с 1660-х годов, светские гравюры, связанные со школой демократического искусства укиё-э. Японские Г., созданные последовательно дизайнером (автором Г.), гравером и печатником, богаты поэтическими ассоциациями, символами и метафорами. Хисикава Моронобу создал первые черно-белые гравюры, изображающие красавиц и уличные сцены с сильными силуэтами, декоративными линиями и пятнами.

Торцовая ксилография

Ксилография, также называемая глиняными пластинами, — это отпечатки, сделанные на доске, распиленной вдоль (ствола) дерева, то есть на стволе. Используется твердая и мелкозернистая древесина: самшит или пальма. Линии в гравировке ствола очень четкие, и с помощью линий можно имитировать изменение тона.

Печатный блок выдерживает печать тиражом до 15 тысяч экземпляров. Если требуется более крупная печать, изготавливается металлизированный неопрен. Гравюра для печати типографским набором должна соответствовать высоте букв.

Художественный gроцесс

Производство традиционной ксилографии основано на тонком разделении труда между тремя мастерами: художником, резчиком по дереву и печатником. Все три мастера должны быть если не равны, то, по крайней мере, одинаково квалифицированы. Если один из мастеров превосходит остальных или если его мастерство ниже требуемого уровня, высокого качества печати достичь невозможно. Однако если мастерство всех трех участников процесса гармонично сочетается, гравюра на дереве будет намного лучше, чем та, которую мог бы создать один чемпион мира.

Ксилография - работа резчика

Цветная гравюра на дереве начинается с эскиза. В дополнение к оригинальной картине художник создает зеркальное отображение модели, рисунок, который также служит своего рода руководством для создания гравюры. Эскиз обычно представляет собой линейный рисунок в черном цвете. Если отпечаток должен быть выполнен в цвете, художник делает отдельный эскиз для каждого цвета. В японской терминологии этот процесс называется hanshita-e.

Эскиз, выполненный на бумаге, передается резчику по дереву. Резчик по дереву прибивает эскиз к деревянному бруску, переносит его на поверхность доски и вырезает деревянный брусок. На протяжении всего процесса художник и резчик по дереву должны работать в тесном сотрудничестве.

Готовые клише для каждого цвета передаются граверу, и создание гравюры достигает своего апогея. В зависимости от замысла художника и сложности дизайна, гравер использует тот или иной печатный процесс. Печатник составляет сложные комбинации пигментов и манипулирует ими, чтобы воспроизвести всю гамму оттенков в соответствии с оригинальным изображением.

Разделение труда при создании ксилографии характерно для Средневековья, когда ксилография была единственным способом создания графического изображения, пригодного для воспроизведения. Сегодня, когда ксилография уже не промышленная дисциплина, а вид станкового искусства, художники обычно изготавливают ее сами и воспроизводят весь процесс (от эскиза до оттиска) самостоятельно.

Читайте ещё:  Красивые поделки из воздушного пластилина: 100 идей. Что можно слепить из воздушного пластилина.

Современная гравюра на дереве в Мексике

Ксилография что это такое кратко. Гравюра на дереве. 2

Хосе Гвадалупе Посада, Калавера Оахаканы, 1910 год.

Ксилография стала популярным видом искусства в Мексике с начала до середины XX века. Этот вид искусства использовался в Мексике для передачи политических волнений и был формой политической активности, особенно после Мексиканской революции (1910-1920 гг.). В Европе, России и Китае в это время ксилография также использовалась для распространения левой политики, такой как социализм, коммунизм и антифашизм. В Мексике этот стиль стал популярным благодаря Хосе Гвадалупе Посада, который считается отцом графики и гравюры в Мексике и первым современным художником Мексики. Он был сатирическим карикатуристом и печатником до и во время Мексиканской революции, который популяризировал мексиканский народ и искусство коренных народов. Он создал гравюры на дереве со знаковыми скелетными фигурами (калаверас), которые сегодня можно увидеть в мексиканском искусстве и культуре (например, в фильме Disney-Pixar «Коко»). Более подробную информацию о калаверах см. в статье «Калавера Катрина» (La Calavera Catrina).

В 1921 году французский гравер Жан Шарло переехал в Мехико. Он осознал важность ксилографий Посады и начал преподавать технику ксилографии в художественных школах под открытым небом в Койоакане. Эти занятия посещали многие молодые мексиканские художники, в том числе Фернандо Леаль.

После Мексиканской революции страна переживала политические и социальные потрясения — забастовки, протесты и марши рабочих. Эти события требовали дешевых, массовых визуальных отпечатков, которые можно было наклеивать на стены или раздавать на демонстрациях. Информация должна была доводиться до широкой публики быстро и дешево. В то время многие люди были еще неграмотны, и после революции началось широкое распространение образования. В 1910 году, когда началась революция, только 20% мексиканцев умели читать. Искусство считалось очень важным в этом контексте, и политические художники использовали журналы и газеты, чтобы донести свои идеи через иллюстрации. El Machete (1924-29) — популярный коммунистический журнал, в котором использовались гравюры на дереве. Ксилография хорошо подходила, потому что это был популярный стиль, понятный многим.

Художники и активисты объединились в такие коллективы, как Taller de Gráfica Popular (TGP) (с 1937 года по настоящее время) и Treintatreintistas (1928-1930), чтобы создавать гравюры (многие из которых были ксилографиями), отражающие их социалистические и коммунистические ценности. TGP привлекала художников со всего мира, включая афроамериканку Элизабет Кэтлетт, чьи ксилографии впоследствии повлияли на искусство социального движения в США в 1960-х и 1970-х годах. Трейнтатрейнтисты даже обучали рабочих и детей. Инструменты для ксилографии были легкодоступны, а технику легко освоить. Это было искусство для народа.

Мексика в это время пыталась найти свою идентичность и развиваться как единая нация. Форма и стиль ксилографии позволили объединить широкий спектр тем и визуальной культуры. Традиционные, народные образы и новаторские, современные образы имели схожую эстетику при гравировке на дереве. Образ деревни и традиционного крестьянина был приравнен к образу города. Этот символизм был выгоден политикам, стремившимся к объединению нации. Физическая работа, связанная с гравировкой и печатью гравюр на дереве, также поддерживала ценности, которых многие придерживались в отношении ручного труда и защиты прав трудящихся.

Известные работы в гравюре на дереве

  • Ars moriendi
  • Носорог Дюрера
  • Книги с эмблемами
  • Четыре всадника Апокалипсиса
  • Гипнеротомахия Полифили
  • Just So Stories
  • Лубок принты
  • Нюрнбергская хроника
  • Такияша ведьма и скелет-призрак
  • Сон жены рыбака
  • Тридцать шесть видов на гору Фудзи (включая Великую волну у Канагавы )
Оцените статью
Добавить комментарий