После большого заказа на фигурки животных для королевского двора, который был безупречно выполнен Й. Г. Кирхнером и Й. И. Кендлером, в 1727 году компания приступила непосредственно к резьбе. Фигурки своего времени являются звездами любой коллекции.
Карл Энс (Karl Ens)
Немецкий фарфор известен своим благородным дизайном и высочайшим качеством. Он ценится за свою деликатность, мелодичный звук при ударе и прозрачность. Для него характерны мягкие и теплые тона (молочные, сливочные), которые достигаются благодаря уникальному составу глиняной массы. Carl Ens — одна из самых известных компаний в Германии, которая начала производить элитный фарфор в начале 19 века.
Статуэтка «Птицы на ветке», фарфор, роспись, поделка «Карл Энс», Германия, 1950-1972 гг.
Зарождение немецкой фарфоровой промышленности
В Китае фарфор начали делать уже в 6-7 веке, и он был важной частью культуры и искусства Поднебесной. Рецепт держался в строжайшем секрете, а изделия были очень дорогими. Открытие фарфора в Старом Свете приписывают Марко Поло, который путешествовал в Китай в 13 веке. Он путешествовал в Китай в 13 веке. В своей книге «Путешествие» он упоминает посуду из необычного материала, фарфора, блеск которого напоминал внутреннюю поверхность раковины. Персидско-арабское название «фарфор» позднее сохранилось за тонкостенной керамикой.
Европейцы не раз пытались открыть секрет производства «белого золота». В 1470-х годах в Венеции им удалось сделать полупрозрачный горшок. Позже они научились делать «мягкий фарфор», и образцы получались желтоватыми. В 18 веке громоздкие, тяжелые сосуды из драгоценного металла уже не удовлетворяли требованиям знати.
В конце 17 века Вальтеру фон Чирнхаусу удалось разработать рецепт фарфора. Ему удалось получить белый фарфор с тонкими стенками. Его ученик, естествоиспытатель Й.Ф. Беттгер, смог организовать весь процесс производства.
Иоганн Фридрих Беттгер изучал фармакологию у Цорна. Он мечтал изобрести философский камень и проводил многочисленные химические опыты. С 1704 года он работал с графом Чирнхаусом, который давно искал способы использования местной глины. Они вместе работали над производством фарфора из красной яшмы. Этот непрозрачный, непористый и твердый материал звенел при ударе и мог выдерживать высокие температуры. Для производства использовалась глина с высоким содержанием оксида железа. Готовые тарелки украшались фигурными узорами. Создавалось впечатление, что тарелки, горшки и чаши были вырезаны из драгоценного камня.
Дальнейшие эксперименты выявили три наиболее важных ингредиента для изготовления фарфора (каолиновая глина, алебастр и полевой шпат) и условия обжига. После его смерти Беттгер стал единственным обладателем секрета изготовления фарфора. Он разработал глазурь, которая состояла из тех же ингредиентов, что и сама керамика. Первый фарфоровый завод по производству «белого золота» в Европе был основан в 1710 году в замке Альбрехтсбург в Мейссене.
История фарфоровой мануфактуры «Carl Schneiders Erben» (1859 – 1973)
Фабрика была основана в 1859 году на основе концессионного соглашения между государством, купцами Карлом Шнайдером и Германом Хутченройтером и модельером фарфора Карлом Унгером. Она получила название «Unger, Schneider & Cie». Фарфоровое ремесло. Первоначально фабрика специализировалась на производстве посуды, детской посуды и кухонной утвари. Изделия украшались кобальтово-синим орнаментом в виде луковичных и соломенных цветов и дополнительно позолотой. Фабрика не только производила копии существующих дизайнов, но и создавала свои собственные. В результате ремесло получило первый приз на Всемирной выставке в Сантьяго-де-Чили в 1875 году.
Греффенталь Германия Карл Шнайдер фарфоровая фигурка антик 1970-е гг.
Однако успех других фарфоровых заводов выявил и серьезную проблему: торговая марка Grafenthal была очень похожа на ту, что ранее использовалась на заводе Gießhübel. Необходимо было создать новый символ. С этого момента, с 1875 года, товарный знак представлял собой рельефную букву «G», пересеченную двумя вертикальными линиями, соединенными стрелкой с двумя остриями.
Девушка из Графенталя с биноклем и собакой Карл Шнайдер 1950-е годы
Рост производства фарфора, растущая популярность изделий из него и успешное участие во Всемирной выставке Пари-сер в 1878 году способствовали принятию решения об официальной регистрации фарфоровой марки. В 1879 году владельцы фабрики подали заявку на регистрацию в окружной суд герцогства Графенталь. В том же году аббревиатура «Dep.» появилась на печатях фарфоровых изделий этого ремесла. Они также были представлены на Всемирной выставке в Сиднее, где получили награду.
Карл Унгер оставался партнером в компании Grafenthal до смерти Карла Шнайдера в 1885 году. Однако в 1882 году он объединил усилия со своим другом Бернхардом Шильде и основал собственную компанию. Партнеры взяли на себя управление фарфоровым заводом Unger & Schilde в Рошютце.
История фарфоровой мануфактуры «Weiß, Kühnert & Co.» (1891 – 2007)
Фарфоровый завод был основан в 1891 году. Он начинал с простых изделий для внутреннего рынка, но вскоре перешел на экспорт. Производство развивалось медленно. В 1913 году на заводе работало всего 200 человек. В то время завод выпускал священные сосуды, статуэтки ручной работы в виде святых, купальщиц, девушек в чепцах и т.д. Благодаря высокому качеству своей продукции, фабрика Weiß, Kühnert & Co. стала одной из немногих европейских компаний, получивших в 1929 году лицензию от компании Disney на производство фигурок Микки Мауса. В результате ремесло быстро разбогатело и достигло пика своего роста. В период с 1930 по 1937 год на нем работало 250 человек. Кроме того, компания вступила в партнерство с другим американцем, Николасом Ваплером, который производил предметы для аквариумов (под названием Relpaw) для своей компании в Нью-Йорке.
Во время Второй мировой войны фабрика стала производственной площадкой для военной промышленности. Основные формы, используемые для изготовления фарфора, были отложены на хранение. Позже здания фабрики были временно переоборудованы под казармы. Только в 1949 году производство фарфора было возобновлено, но только утилитарных изделий, таких как пивные кружки и простая посуда.
В 1972 году фарфоровый завод Weiß, Kühnert & Co. был включен в состав VEB Gebrauchsporzellan Gräfenthal и продолжал выпускать продукцию под собственной торговой маркой. Однако вскоре фабрика была поглощена более крупной компанией VEB Vereinigte Zierigte Zierporzellan-Werke Lichte. С этого момента новое руководство решало, какие продукты производить и как их маркировать.
После воссоединения Германии в 1990 году заброшенная фабрика была закрыта. Здания фабрики стояли пустыми до 1996 года, когда их приобрела компания German Doll Company, основанная в том же году Роландом Шлегелем. Новые владельцы приобрели не только помещения, но и содержимое бывшей фабрики. Среди прочего, остались основные формы, которые впоследствии были использованы для перевыпуска продукции. Основная идея заключалась в том, чтобы сохранить фабрику как исторический объект, но события развивались недостаточно быстро по плану. Заказанная продукция не была доставлена клиентам, а другие были уверены, что покупают не новые, а антикварные изделия. В итоге один скандал сменялся другим. И в 2007 году ремесло прекратило свое производство.
Разнообразие моделей
Разнообразие техник и сюжетов — еще одна характерная черта немецких фарфоровых статуэток.
В разные эпохи менялись лидеры качества и художественного оформления, предпочтения немецких мастеров.
В 1774 году управление Мейсенской мануфактурой было поручено Камилло Марколини, который, стремясь восстановить производство, утраченное во время Семилетней войны, начал применять технику фарфорового кружева.
Результат кружевного фарфора получился следующим:
- на одну сторону тонкой ткани (кружева, шелка или батиста), задрапированной под складки одежды, наносился специально замешанный для этих нужд каолиновый состав;
- изделия отправлялись на обжиг;
- после сгорания ткани образовывался эффект кружева на фарфоре.
К концу 18-го и началу 19-го века популярность приобрел неокрашенный бисквитный фарфор. К концу 18-го и до конца 19-го века под влиянием классицизма цвет с поверхности фарфоровых фигурок из бисквита начал исчезать.
Технология производства сразу же изменила единственно популярные сюжеты.
На театральные темы
В разные эпохи в этой сфере царили сцены и герои из классической Comedia dell’Arte, танцоры, балерины.
Кстати, о балете. Неоднократно, в разные эпохи, заказчиками статуэток на эту тему выступал российский императорский двор.
По сюжетам древних мифов
Вездесущие мифологические мотивы, несомненно, расцвели в эпоху классицизма, когда их разнообразие не ограничивалось грешниками и апеллесами, но включало также античных божеств, аллегорические сцены и мифических существ.
На темы профессий
Музыканты (особенно странники), охотники, крестьяне — изображения представителей этих профессий и сословий регулярно появлялись в работах мастеров фарфоровой скульптуры. Одним из продолжателей этой темы был, например, И. Кендлер, работы которого отличаются невероятной живостью.
Однако спектр человеческих образов в немецкой скульптуре не ограничивался художниками и представителями других профессий. Активно использовались также силуэты влюбленных пар и, конечно же, маленьких детей. Последние использовались особенно активно, поэтому практически в каждой коллекции можно найти разнообразные фигурки мальчиков с собачками и без, девочек в нарядных платьях или просто малышей с пухлыми щечками.
Гебель Хаммель
Коллекционеры редко пропускают очаровательные фарфоровые статуэтки от W. Goebel Porzellanfabrik. Очаровательные создания вызывают неизменную улыбку радости и служат не только прекрасными подарками, но и выгодными инвестициями. Их цена на рынке антиквариата постоянно растет.
История фигурок, которые сильно отличаются от классического немецкого фарфора, началась в 1935 г. Францисканская монахиня сестра Мария Иннокентия Хуммель, которая училась в Мюнхенской школе прикладного искусства, прежде чем покинуть монастырь, нашла свое призвание в изображении пасторальных сцен с детьми. Ее работы послужили образцами для поздравительных открыток, которые быстро стали популярными и выпускались большими тиражами.
В одном из магазинов Мюнхена Франц Гебель, владелец фарфорового завода, искавший новые идеи для своего производства, увидел работы Хаммель. Подписав контракт с художницей, владелец фарфорового завода W. Goebel Porzellanfabrik выпустил первую серию статуэток по ее эскизам. Младенцы Хуммеля» привлекли внимание посетителей Лейпцигской ярмарки, и фабрика получила заказы, особенно от американских дилеров.
Но после Второй мировой войны фигурки стали еще более популярны за рубежом. Фабрика Гебеля находилась на территории, оккупированной американской армией, и солдаты любили забирать трогательных фарфоровых младенцев домой в качестве сувениров. Фигурки стали предметом коллекционирования, отчасти из-за ностальгических воспоминаний, которые они вызывали, а отчасти из-за их внешнего вида, который соответствовал американской культуре, сформированной Уолтом Диснеем.
В 1970-х годах европейский рынок также пережил настоящий бум для фарфорового завода W. Goebel. Стремительное увеличение спроса привело к значительному росту цен. Цена за одну фигурку или композицию колебалась от 100 до 1000 долларов, в зависимости от состояния и сложности дизайна. В это же время был основан международный клуб коллекционеров фигурок Хеммеля, и в течение многих лет компания ежегодно выпускала два новых эксклюзивных и один подарочный экземпляр.
В 2017 году фабрика обанкротилась и была передана новому владельцу, Бернду Фурху, предпринимателю из Кульмбаха. Он провел полную реконструкцию и пообещал некоторые изменения в концепции коллекционной линии Hammel. Во-первых, объем производства будет сокращен с 55 000 до 20 000 фигурок в год. Кроме того, из производства будут исключены фигурки размером менее 10 см и стоимостью менее 100 евро.
Розенталь
В 1879 году художник по фарфору Филипп Розенталь основал семейное предприятие в Зеельбе, Бавария. Постепенно его компания росла за счет соседних фарфоровых заводов и в 1936 году стала группой Rosenthal, производящей посуду и предметы декора. После прихода к власти национал-социалистов семья Розенталь оказалась в затруднительном положении и была отстранена от управления своим «духовным ребенком» из-за еврейского происхождения.
Только в 1950-х годах, когда Филипп Розенталь вернулся из Великобритании, его сын Филипп Розенталь вновь возглавил компанию и приложил немало усилий, чтобы возродить ее и сделать успешной. Именно благодаря ему марка Rosenthal стала известна ценителям немецкого фарфора. Особый интерес у коллекционеров вызывали лимитированные серии, которые выпускались в сотрудничестве с ведущими мировыми дизайнерами и художниками. Среди них самые известные имена:
- Вальтер Гропиус;
- Альдо Росси;
- Тимо Сарпанева;
- Дом Версачче.
Фигурки Rosenthal всегда актуальны и, благодаря своему стилистическому разнообразию, легко вписываются в любой интерьер. Добавьте к этому высочайшее качество и доступные цены, и станет понятно, почему они всегда пользуются большим спросом на антикварных аукционах. Среди наиболее популярных тем можно выделить следующие:
- дети;
- театр;
- жанровые сценки;
- животные.