Карл Энс (Karl Ens). Клейма немецкого фарфора.

После большого заказа на фигурки животных для королевского двора, который был безупречно выполнен Й. Г. Кирхнером и Й. И. Кендлером, в 1727 году компания приступила непосредственно к резьбе. Фигурки своего времени являются звездами любой коллекции.

Карл Энс (Karl Ens)

Немецкий фарфор известен своим благородным дизайном и высочайшим качеством. Он ценится за свою деликатность, мелодичный звук при ударе и прозрачность. Для него характерны мягкие и теплые тона (молочные, сливочные), которые достигаются благодаря уникальному составу глиняной массы. Carl Ens — одна из самых известных компаний в Германии, которая начала производить элитный фарфор в начале 19 века.

Статуэтка

Статуэтка «Птицы на ветке», фарфор, роспись, поделка «Карл Энс», Германия, 1950-1972 гг.

Зарождение немецкой фарфоровой промышленности

В Китае фарфор начали делать уже в 6-7 веке, и он был важной частью культуры и искусства Поднебесной. Рецепт держался в строжайшем секрете, а изделия были очень дорогими. Открытие фарфора в Старом Свете приписывают Марко Поло, который путешествовал в Китай в 13 веке. Он путешествовал в Китай в 13 веке. В своей книге «Путешествие» он упоминает посуду из необычного материала, фарфора, блеск которого напоминал внутреннюю поверхность раковины. Персидско-арабское название «фарфор» позднее сохранилось за тонкостенной керамикой.

Европейцы не раз пытались открыть секрет производства «белого золота». В 1470-х годах в Венеции им удалось сделать полупрозрачный горшок. Позже они научились делать «мягкий фарфор», и образцы получались желтоватыми. В 18 веке громоздкие, тяжелые сосуды из драгоценного металла уже не удовлетворяли требованиям знати.

В конце 17 века Вальтеру фон Чирнхаусу удалось разработать рецепт фарфора. Ему удалось получить белый фарфор с тонкими стенками. Его ученик, естествоиспытатель Й.Ф. Беттгер, смог организовать весь процесс производства.

Иоганн Фридрих Беттгер изучал фармакологию у Цорна. Он мечтал изобрести философский камень и проводил многочисленные химические опыты. С 1704 года он работал с графом Чирнхаусом, который давно искал способы использования местной глины. Они вместе работали над производством фарфора из красной яшмы. Этот непрозрачный, непористый и твердый материал звенел при ударе и мог выдерживать высокие температуры. Для производства использовалась глина с высоким содержанием оксида железа. Готовые тарелки украшались фигурными узорами. Создавалось впечатление, что тарелки, горшки и чаши были вырезаны из драгоценного камня.

Дальнейшие эксперименты выявили три наиболее важных ингредиента для изготовления фарфора (каолиновая глина, алебастр и полевой шпат) и условия обжига. После его смерти Беттгер стал единственным обладателем секрета изготовления фарфора. Он разработал глазурь, которая состояла из тех же ингредиентов, что и сама керамика. Первый фарфоровый завод по производству «белого золота» в Европе был основан в 1710 году в замке Альбрехтсбург в Мейссене.

История фарфоровой мануфактуры «Carl Schneiders Erben» (1859 – 1973)

Фабрика была основана в 1859 году на основе концессионного соглашения между государством, купцами Карлом Шнайдером и Германом Хутченройтером и модельером фарфора Карлом Унгером. Она получила название «Unger, Schneider & Cie». Фарфоровое ремесло. Первоначально фабрика специализировалась на производстве посуды, детской посуды и кухонной утвари. Изделия украшались кобальтово-синим орнаментом в виде луковичных и соломенных цветов и дополнительно позолотой. Фабрика не только производила копии существующих дизайнов, но и создавала свои собственные. В результате ремесло получило первый приз на Всемирной выставке в Сантьяго-де-Чили в 1875 году.

Читайте ещё:  Стандартные размеры унитаза с бачком – рассчитываем пространство. Размеры унитаза с бачком.

дама нач 20 в

Греффенталь Германия Карл Шнайдер фарфоровая фигурка антик 1970-е гг.

Однако успех других фарфоровых заводов выявил и серьезную проблему: торговая марка Grafenthal была очень похожа на ту, что ранее использовалась на заводе Gießhübel. Необходимо было создать новый символ. С этого момента, с 1875 года, товарный знак представлял собой рельефную букву «G», пересеченную двумя вертикальными линиями, соединенными стрелкой с двумя остриями.

Карл Шнайдер Фарфоровая статуэтка Джентльмены 19 в

Девушка из Графенталя с биноклем и собакой Карл Шнайдер 1950-е годы

Рост производства фарфора, растущая популярность изделий из него и успешное участие во Всемирной выставке Пари-сер в 1878 году способствовали принятию решения об официальной регистрации фарфоровой марки. В 1879 году владельцы фабрики подали заявку на регистрацию в окружной суд герцогства Графенталь. В том же году аббревиатура «Dep.» появилась на печатях фарфоровых изделий этого ремесла. Они также были представлены на Всемирной выставке в Сиднее, где получили награду.

Карл Унгер оставался партнером в компании Grafenthal до смерти Карла Шнайдера в 1885 году. Однако в 1882 году он объединил усилия со своим другом Бернхардом Шильде и основал собственную компанию. Партнеры взяли на себя управление фарфоровым заводом Unger & Schilde в Рошютце.

Карл Шнайдерс Эрбен 1950Грефенталь Германия Карл Шнайдер 1870е

История фарфоровой мануфактуры «Weiß, Kühnert & Co.» (1891 – 2007)

Weiß Kühnert Co фабрика

Фарфоровый завод был основан в 1891 году. Он начинал с простых изделий для внутреннего рынка, но вскоре перешел на экспорт. Производство развивалось медленно. В 1913 году на заводе работало всего 200 человек. В то время завод выпускал священные сосуды, статуэтки ручной работы в виде святых, купальщиц, девушек в чепцах и т.д. Благодаря высокому качеству своей продукции, фабрика Weiß, Kühnert & Co. стала одной из немногих европейских компаний, получивших в 1929 году лицензию от компании Disney на производство фигурок Микки Мауса. В результате ремесло быстро разбогатело и достигло пика своего роста. В период с 1930 по 1937 год на нем работало 250 человек. Кроме того, компания вступила в партнерство с другим американцем, Николасом Ваплером, который производил предметы для аквариумов (под названием Relpaw) для своей компании в Нью-Йорке.

Микки Маус weiß kühnert 1928Пастушки weiß kühnert

Во время Второй мировой войны фабрика стала производственной площадкой для военной промышленности. Основные формы, используемые для изготовления фарфора, были отложены на хранение. Позже здания фабрики были временно переоборудованы под казармы. Только в 1949 году производство фарфора было возобновлено, но только утилитарных изделий, таких как пивные кружки и простая посуда.

Кувшин weiß kühnert co вт пол 1959 1972Ваза weiß kühnert co вт пол 1959 1972

В 1972 году фарфоровый завод Weiß, Kühnert & Co. был включен в состав VEB Gebrauchsporzellan Gräfenthal и продолжал выпускать продукцию под собственной торговой маркой. Однако вскоре фабрика была поглощена более крупной компанией VEB Vereinigte Zierigte Zierporzellan-Werke Lichte. С этого момента новое руководство решало, какие продукты производить и как их маркировать.

Читайте ещё:  Сервант для посуды в гостиную: стильный и комфортный элемент интерьера. Сервант в гостиную в современном стиле.

После воссоединения Германии в 1990 году заброшенная фабрика была закрыта. Здания фабрики стояли пустыми до 1996 года, когда их приобрела компания German Doll Company, основанная в том же году Роландом Шлегелем. Новые владельцы приобрели не только помещения, но и содержимое бывшей фабрики. Среди прочего, остались основные формы, которые впоследствии были использованы для перевыпуска продукции. Основная идея заключалась в том, чтобы сохранить фабрику как исторический объект, но события развивались недостаточно быстро по плану. Заказанная продукция не была доставлена клиентам, а другие были уверены, что покупают не новые, а антикварные изделия. В итоге один скандал сменялся другим. И в 2007 году ремесло прекратило свое производство.

Разнообразие моделей

Разнообразие техник и сюжетов — еще одна характерная черта немецких фарфоровых статуэток.

В разные эпохи менялись лидеры качества и художественного оформления, предпочтения немецких мастеров.

В 1774 году управление Мейсенской мануфактурой было поручено Камилло Марколини, который, стремясь восстановить производство, утраченное во время Семилетней войны, начал применять технику фарфорового кружева.

Результат кружевного фарфора получился следующим:

  1. на одну сторону тонкой ткани (кружева, шелка или батиста), задрапированной под складки одежды, наносился специально замешанный для этих нужд каолиновый состав;
  2. изделия отправлялись на обжиг;
  3. после сгорания ткани образовывался эффект кружева на фарфоре.

К концу 18-го и началу 19-го века популярность приобрел неокрашенный бисквитный фарфор. К концу 18-го и до конца 19-го века под влиянием классицизма цвет с поверхности фарфоровых фигурок из бисквита начал исчезать.

Технология производства сразу же изменила единственно популярные сюжеты.

На театральные темы

В разные эпохи в этой сфере царили сцены и герои из классической Comedia dell’Arte, танцоры, балерины.

Кстати, о балете. Неоднократно, в разные эпохи, заказчиками статуэток на эту тему выступал российский императорский двор.

По сюжетам древних мифов

Вездесущие мифологические мотивы, несомненно, расцвели в эпоху классицизма, когда их разнообразие не ограничивалось грешниками и апеллесами, но включало также античных божеств, аллегорические сцены и мифических существ.

На темы профессий

Музыканты (особенно странники), охотники, крестьяне — изображения представителей этих профессий и сословий регулярно появлялись в работах мастеров фарфоровой скульптуры. Одним из продолжателей этой темы был, например, И. Кендлер, работы которого отличаются невероятной живостью.

Однако спектр человеческих образов в немецкой скульптуре не ограничивался художниками и представителями других профессий. Активно использовались также силуэты влюбленных пар и, конечно же, маленьких детей. Последние использовались особенно активно, поэтому практически в каждой коллекции можно найти разнообразные фигурки мальчиков с собачками и без, девочек в нарядных платьях или просто малышей с пухлыми щечками.

Гебель Хаммель

Коллекционеры редко пропускают очаровательные фарфоровые статуэтки от W. Goebel Porzellanfabrik. Очаровательные создания вызывают неизменную улыбку радости и служат не только прекрасными подарками, но и выгодными инвестициями. Их цена на рынке антиквариата постоянно растет.

История фигурок, которые сильно отличаются от классического немецкого фарфора, началась в 1935 г. Францисканская монахиня сестра Мария Иннокентия Хуммель, которая училась в Мюнхенской школе прикладного искусства, прежде чем покинуть монастырь, нашла свое призвание в изображении пасторальных сцен с детьми. Ее работы послужили образцами для поздравительных открыток, которые быстро стали популярными и выпускались большими тиражами.

Читайте ещё:  Какой марки напольный унитаз лучше. Унитаз ideal standard.

Фарфоровые статуэтки Гебель Хаммель

В одном из магазинов Мюнхена Франц Гебель, владелец фарфорового завода, искавший новые идеи для своего производства, увидел работы Хаммель. Подписав контракт с художницей, владелец фарфорового завода W. Goebel Porzellanfabrik выпустил первую серию статуэток по ее эскизам. Младенцы Хуммеля» привлекли внимание посетителей Лейпцигской ярмарки, и фабрика получила заказы, особенно от американских дилеров.

Но после Второй мировой войны фигурки стали еще более популярны за рубежом. Фабрика Гебеля находилась на территории, оккупированной американской армией, и солдаты любили забирать трогательных фарфоровых младенцев домой в качестве сувениров. Фигурки стали предметом коллекционирования, отчасти из-за ностальгических воспоминаний, которые они вызывали, а отчасти из-за их внешнего вида, который соответствовал американской культуре, сформированной Уолтом Диснеем.

Фарфоровые статуэтки Goebel Porzellanfabrik

В 1970-х годах европейский рынок также пережил настоящий бум для фарфорового завода W. Goebel. Стремительное увеличение спроса привело к значительному росту цен. Цена за одну фигурку или композицию колебалась от 100 до 1000 долларов, в зависимости от состояния и сложности дизайна. В это же время был основан международный клуб коллекционеров фигурок Хеммеля, и в течение многих лет компания ежегодно выпускала два новых эксклюзивных и один подарочный экземпляр.

В 2017 году фабрика обанкротилась и была передана новому владельцу, Бернду Фурху, предпринимателю из Кульмбаха. Он провел полную реконструкцию и пообещал некоторые изменения в концепции коллекционной линии Hammel. Во-первых, объем производства будет сокращен с 55 000 до 20 000 фигурок в год. Кроме того, из производства будут исключены фигурки размером менее 10 см и стоимостью менее 100 евро.

Статуэтка Goebel Porzellanfabrik

Розенталь

В 1879 году художник по фарфору Филипп Розенталь основал семейное предприятие в Зеельбе, Бавария. Постепенно его компания росла за счет соседних фарфоровых заводов и в 1936 году стала группой Rosenthal, производящей посуду и предметы декора. После прихода к власти национал-социалистов семья Розенталь оказалась в затруднительном положении и была отстранена от управления своим «духовным ребенком» из-за еврейского происхождения.

Только в 1950-х годах, когда Филипп Розенталь вернулся из Великобритании, его сын Филипп Розенталь вновь возглавил компанию и приложил немало усилий, чтобы возродить ее и сделать успешной. Именно благодаря ему марка Rosenthal стала известна ценителям немецкого фарфора. Особый интерес у коллекционеров вызывали лимитированные серии, которые выпускались в сотрудничестве с ведущими мировыми дизайнерами и художниками. Среди них самые известные имена:

  • Вальтер Гропиус;
  • Альдо Росси;
  • Тимо Сарпанева;
  • Дом Версачче.

Фарфоровые статуэтки Розенталь

Фигурки Rosenthal всегда актуальны и, благодаря своему стилистическому разнообразию, легко вписываются в любой интерьер. Добавьте к этому высочайшее качество и доступные цены, и станет понятно, почему они всегда пользуются большим спросом на антикварных аукционах. Среди наиболее популярных тем можно выделить следующие:

  • дети;
  • театр;
  • жанровые сценки;
  • животные.
Оцените статью
Добавить комментарий